Опубликован 12 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год

28.06.2017

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Обесценение активов в учете государственного и негосударственного секторов

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. В статье исследована система требований к учету обесценения активов организаций государственного и негосударственного секторов.
Цели. Анализ действующих правил учета обесценения активов организаций государственного и негосударственного секторов и выработка предложений по их развитию.
Методология. В статье применялись такие методы, как анализ и синтез, метод аналогий, метод группировки, сравнение, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе исследованы регламентации нового федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов» в отношении терминологии, определения, признания и восстановления убытков от обесценения активов, а также раскрытия информации о них в финансовой отчетности. Автором проанализированы возможности использования данных регламентаций при разработке предлагаемого одноименного федерального стандарта негосударственного сектора. В статье выявлены основные проблемы, связанные с учетом обесценения активов организаций государственного и негосударственного секторов, даны рекомендации по их решению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами совершенствования методологии оценки активов в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету названных секторов.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование правил оценки активов в бухгалтерском учете организаций государственного и негосударственного секторов и повышение таким образом реалистичности информации в финансовой отчетности указанных организаций.


Внутрихозяйственный контроль доходов и расходов от обычных видов деятельности в торговле

Остаев Г.Я. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и аудита, Ижевская государственная сельскохозяйственная академия, Ижевск, Российская Федерация

Предмет и тема. Современное состояние экономики диктует свои правила и требования к повышению эффективности управления бизнесом экономическими субъектами. Это обусловливает необходимость реформирования внутрихозяйственного контроля как составной части и общей самостоятельной функции управления бизнесом. Существенную роль играет организация эффективного контрольного механизма в системе управления бизнесом экономическими субъектами. Базовым инструментом создания такого механизма может стать внутрихозяйственный контроль. Внутрихозяйственный контроль должен осуществляться на информационной базе экономического субъекта. Он призван обеспечивать единство управленческих решений и их выполнение в экономическом субъекте. Внутрихозяйственный контроль бизнеса – это система достижения целей экономического субъекта. Одним из важных и сложных проблем бизнеса является контроль за доходами и расходами. Доходы и расходы – это факты бизнеса, которые с экономической и бухгалтерской точек зрения изменяют финансовый результат экономического субъекта.
Исследования и обоснования методических аспектов формирования внутрихозяйственного контроля учета доходов и расходов по обычным видам деятельности имеют важное теоретическое и практическое значение.
Цели и задачи. Разработка методики внутрихозяйственного контроля учета доходов и расходов по обычным видам деятельности. В работе приведены элементы внутрихозяйственного контроля учета доходов и расходов по обычным видам деятельности. Объектом внутрихозяйственного контроля являются доходы и расходы по обычным видам деятельности – факты хозяйственной жизни экономических субъектов, отраженные в бухгалтерских документах и других источниках информации. Внутрихозяйственный контроль учета доходов и расходов по обычным видам деятельности является одним из трудоемких процессов в контрольно-ревизионной деятельности. Для достижения цели при внутрихозяйственном контроле формируется главная задача – определить конкретные направления проверки учета доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Методология. В настоящей работе с помощью контрольно-ревизионных процедур (документальной проверки, арифметической проверки, сверки данных и т.д.) проанализированы различные аспекты учета доходов и расходов по обычным видам деятельности, определены наиболее эффективные и оптимальные способы и процедуры проверки.
Результаты. Разработанные рабочие документы могут применяться внутренними контролерами-ревизорами, для планирования проверки, сбора доказательств и непосредственно для проведения внутрихозяйственного контроля учета доходов и расходов по обычным видам деятельности.
Выводы и значимость. Сделан вывод о том, что используя и объективно оценивая рабочие документы при проверке, контролеры-ревизоры устанавливают соблюдение достоверности и законности совершенных операции.


Методологические и практические проблемы формирования налоговой обязанности по налогу на доходы физических лиц, выявляемые при налоговом консультировании

Едроновa В.Н. доктор экономических наук, профессор кафедры информационных систем в финансово-кредитной сфере, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Телегус А.В. кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой налогов и налогообложения, Приволжский институт повышения квалификации Федеральной налоговой службы, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В связи с изменением экономико-правовых отношений между государством и его гражданами, реформацией налоговой системы, перманентной корректировкой налогового законодательства при отсутствии у физических и юридических лиц глубоких знаний в области налогообложения представляется весьма актуальным рассмотрение методологических и практических проблем формирования налоговой обязанности по налогу на доходы физических лиц, выявляемых в ходе осуществления налогового консультирования.
Цели. Обобщение и анализ проблем формирования налоговой обязанности по налогу на доходы физических лиц, выявляемые при налоговом консультировании.
Методология. Методологическую основу составили эмпирические и логические построения, анализ и синтез, обобщение, системный подход, методы сравнительного анализа.
Результаты. В налогообложении доходов физических лиц выявлены тенденция к увеличению объема регулирующих норм, а также фискальный характер методологических подходов официальных инстанций к практике исчисления НДФЛ, нейтрализовать которые удается, как правило, только в суде. Это, очевидно, не способствует эффективному проведению налоговой реформы.
Область применения. Результаты представляют интерес для налоговых консультантов, работников налоговых и финансовых органов, студентов, магистрантов и аспирантов. Материалы могут быть использованы в учебном процессе при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов.
Выводы. В ходе формирования у плательщиков налоговой обязанности по налогу на доходы физических лиц возникает множество проблем, решить часть из которых возможно в рамках налогового консультирования. В настоящее время налоговое консультирование выступает в качестве активной составляющей современной системы налогообложения, в значительной степени оказывающей влияние на методологию определения налоговой обязанности при налогообложении доходов физических лиц, препятствующей совершению правонарушений как налогоплательщиками, так и фискальными органами, и позитивно воздействующей на развитие налоговых отношений в обществе.


Тупик российского бюджетного федерализма

Швецов Ю.Г. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Предмет. Во всем мире основополагающим принципом бюджетного федерализма является децентрализация бюджетной системы, позволяющая максимально полно учесть интересы проживающего на той или иной территории населения. Жестко регламентированная финансовая система, в которой неукоснительно соблюдаются интересы только федерального бюджета, неэффективна, она обрекает административные образования страны на иждивенческие настроения, на нерациональное использование налогового потенциала регионов и муниципалитетов, способствует нарастанию инфляционных процессов в экономике. Для Российской Федерации в настоящее время это проблема номер один, и от скорейшего ее решения зависит состояние разветвленной сферы бюджетного сектора, в котором занято около одной трети трудоспособного населения страны.
Цели. Анализ современного состояния системы межбюджетных отношений в РФ и обоснование необходимости кардинальных изменений в ней.
Методология. Использовался системный подход, система бюджетного регулирования рассматривается, с одной стороны, как сегмент финансовой сферы страны, а с другой – как один из важнейших макроэкономических регуляторов, выполняющий инвестиционную и социальную функции и характеризующийся организационными, правовыми и финансовыми особенностями. В основу исследования положен диалектический метод изучения объективных экономических законов, закономерностей и явлений в их постоянном развитии и взаимосвязи.
Результаты. Обосновывается проблема кризисного состояния системы бюджетного регулирования в России и раскрываются перспективы его преодоления. Выявлены и проанализированы важнейшие недостатки действующего порядка формирования межбюджетных отношений, определена его нацеленность исключительно на сбалансированность федерального бюджета.
Выводы. Необходим переход от модели централизованного финансового устройства страны к принципу децентрализации бюджетного устройства.
Область применения. Проведенное исследование будет способствовать обоснованию отказа от политики жесткого регламентирования бюджетных процессов в экономике и перехода на либеральную модель межбюджетных отношений, отвечающую мировым стандартам.