Опубликован 13 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год

14.07.2017

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Современные проблемы учета финансовых инструментов организаций

Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Добролюбов Н.А. ведущий специалист Управления кредитования юридических лиц АО «ББР Банк», Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В статье исследованы проблемные аспекты учета и отражения в отчетности финансовых инструментов.
Цели. Выявление современных проблем учета финансовых инструментов и выработка подходов к их решению.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования различия в подходах к учету финансовых инструментов в системах российских и международных стандартов. Обоснованы сходство и отличия в трактовке финансовых инструментов в РСБУ и МСФО. Выявлены проблемные аспекты оценки и учета финансовых инструментов. Систематизированы различные научные точки зрения по вопросам оценки и отражения в отчетности финансовых инструментов. Выявлены проблемные аспекты учета производных финансовых инструментов. Систематизированы рекомендации аналитиков финансовых институтов по учету производных финансовых инструментов.
Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. Трактовка понятия «финансовые инструменты», методика их оценки, учета и отражения в отчетности в системах российских и международных стандартов имеют существенные отличия. Рекомендации МСФО не устраняют дискуссионности многих вопросов, связанных с учетом финансовых инструментов. В сфере научных исследований различаются рекомендации по применению для оценки финансовых инструментов справедливой и амортизированной стоимости. Наиболее проблемным объектом с точки зрения учета являются производные финансовые инструменты. Дискуссионными являются вопросы учета производных финансовых инструментов на балансовых или забалансовых счетах, оценки производных финансовых инструментов и признания результатов их переоценки.


Формирование институциональной среды аудита: характеристика и применение

Краснов В.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Кемаева С.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Жильцова Ю.В. доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет и тема. Аудиторская деятельность на территории РФ осуществляется на основании международных стандартов аудита (МСА) [ФЗ-307, ст. 7, 1]. Между тем признание МСА на территории РФ могло произойти только при условии утверждения Минфином России официального перевода МСА на русский язык. Во исполнение этого в 2015 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации № 576 [2], а в 2016 г. – приказы Минфина России № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [3] и № 207н от 09.11.2017 [4]. Ранее Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Аудитор» [5], определяющий деятельность аудитора. Таким образом, в связи с признанием на территории РФ действия МСА, актуальным является использование аудиторами МСА в своей профессиональной деятельности.
Цели и задачи. Исследование признанных на территории РФ международных стандартов аудита и утвержденных приказом Минфина России № 207н от 09.11.2016.
Методология. В процессе написания статьи были использованы методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.
Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о важности изучения в процессе профессиональной подготовки аудиторов международных стандартов аудита, дана краткая характеристика отдельных стандартов.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике аудита как одного из видов контроля, бухгалтерской финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций.
Выводы и значимость. Сделан вывод о важности в процессе профессиональной подготовки аудиторов и повышения их квалификации изучения официального перевода МСА, представленного в приказах Минфина России № 192н и № 207н, а также научной дискуссии о порядке практического применения того или иного стандарта ввиду сложности их структуры и содержания.


Особенности проведения кадрового аудита в государственном учреждении

Домрачева Л.П. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономической безопасности, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация
Лаптева Е.В. магистрантка кафедры государственного и муниципального управления, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация

Тема. Кадровый аудит в системе государственной службы – новшество, направленное на эффективное управление ресурсами муниципальных образований и государства, а также совершенствование системы финансирования, оптимизацию затрат на содержание государственного аппарата. Аудиторская деятельность становится одним из наиболее часто используемых инструментов внешнего и внутреннего контроля за эффективностью работы государственных и муниципальных учреждений.
Цели. Изучение понятийного аппарата по теме исследования, рассмотрение особенностей проведения аудиторских процедур на этапе аудита персонала, обоснование необходимости проведения ценового и гендерного кадрового аудита, а также аудита межличностных отношений в государственных и муниципальных учреждениях.
Методология. С помощью методов анализа и сравнения изучены различные подходы к проведению кадрового аудита в регионах, определены наиболее эффективные аудиторские процедуры на примере федеральной службы судебных приставов Кировской области, разработана методика проведения кадрового аудита.
Результаты. На основе анализа научных источников сформулировано понятие кадрового аудита государственного учреждения. Разработана методика проведения соответствующих проверок с использованием аудита межличностных отношений и гендерного аудита для оценки эффективности, экономности и целесообразности использования бюджетных средств, а также выражения мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности государственных учреждений и организаций Кировской области.
Значимость. Обоснованы причины роста спроса на кадровый аудит. Уточнены понятия «кадровый аудит» и «HR-аудит». Выявлены этапы кадрового аудита. Доказана необходимость проведения аудита межличностных отношений, гендерного и ценового кадрового аудита.


Социальная защита и статистика: сопоставительный анализ российской и международной практики учета в попытке оценить эффективность бюджетных мер в сфере социальной защиты населения

Бычков Д.Г. кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация
Феоктистова О.А. старший научный сотрудник, Центр бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация
Андреева Е.И. старший научный сотрудник, Центр бюджетной политики Научно-исследовательского финансового института, Москва, Российская Федерация

Тема. В статье отмечается, что важнейшими программными целями социально-экономического развития России являются достижение социального благополучия и социального согласия, снижение поляризации в обществе, а реализация социальной политики по поддержке уязвимых слоев населения рассматривается как один из важнейших путей достижения этих целей. Чтобы иметь возможность оценивать достижение заявленных целей, необходимо иметь доступ к подробной и актуальной информации в этой сфере. Для этого проводится сравнительный анализ систем статистики и учета бюджетных мер в сфере социальной защиты за рубежом и в России.
Цели. Ответить на вопросы: как соотносится российская система с принципами и рекомендациями, выработанным международным опытом, и насколько она позволяет оценивать эффективность бюджетных расходов на меры социальной защиты?
Методология. Методологической базой исследования является сопоставительный анализ систем учета и статистики бюджетных мер в сфере социальной защиты зарубежных стран и России.
Результаты. Определено, что действующая в России система социальной защиты населения охватывает все основные направления социальных гарантий, принятые в международной практике. Однако почти половина расходов российского федерального бюджета на социальные выплаты и льготы никак не связана с реализацией принципов и задач социальной поддержки, то есть с защитой семей от социальных рисков и предоставлением основных социальных гарантий.
Значимость. Учитывая то, какой объем государственных средств расходуется сейчас на меры социальной защиты населения, возможность оценивать эффективность расходования этих средств или хотя бы соответствие расходов основным направлениям государственной политики в сфере социальной защиты является совершенно необходимой. Авторы предлагают несколько мероприятий по совершенствованию социальной статистики с учетом международных стандартов и принятых в России методических подходов.