Опубликован 16 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год

29.08.2018

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Обновление единого плана счетов бухгалтерского учета организаций государственного сектора

Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. В статье проведено исследование совершенствования Единого плана счетов бухгалтерского учета организаций государственного сектора.
Цели. Определение основных направлений развития системы счетов бухгалтерского учета организаций государственного сектора.
Методология. В статье применялись такие методы, как синтез и анализ, сравнение, метод группировки, метод аналогий, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе проанализированы последние изменения, внесенные Минфином России в Единый план счетов бухгалтерского учета организаций государственного сектора, определены основные группы и причины данных изменений. Авторами выявлены наиболее значимые современные проблемы совершенствования Единого плана счетов бухгалтерского учета указанных организаций; представлены предложения по их решению.
Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами реформирования российского бухгалтерского учета, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Значимость. Обоснованы выводы о дальнейшем совершенствовании системы счетов бухгалтерского учета организаций государственного сектора.


Эффективность осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях: методический аспект

Шешукова Т.Г. доктор экономических наук, профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация

Предмет. Эффективное функционирование системы закупок закладывает основу социально-экономического развития за счет стимулирования российских производителей и поддержания необходимого соответствия между общественными потребностями и необходимыми финансовыми ресурсами для их удовлетворения. Действующее законодательство в сфере государственных закупок ставит во главу угла обеспечение максимальной прозрачности и открытости закупок на разных стадиях их осуществления. При этом как само определение эффективности, так и то, каким образом она может быть измерена, законодательно не определено. В то же время на сегодня не сложилась и практика оценки эффективности осуществления государственных закупок бюджетными учреждениями.
Цели. Анализ методик оценки эффективности осуществления государственных закупок в бюджетных учреждениях, а также разработка методики оценки относительно конкретной закупки.
Методология. Использовались методы логического и экспертного анализа.
Результаты. В статье представлены методики расчета значений показателей выполнения планов при проведении закупок, расчета показателей конкурентов, соблюдения законодательства при осуществлении закупки, оценки закупаемых товаров, работ, услуг, оценки дисциплины исполнения контрактов. Разработаны показатели и их алгоритмы для оценки эффективности осуществления закупок в бюджетных учреждениях.
Выводы. Представленные методики оценки эффективности государственных закупок с учетом особенностей деятельности бюджетных учреждений основываются исключительно на общедоступной информации, размещенной на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок и не требуют получения дополнительной информации из иных источников.
Область применения. Разработанные методики и алгоритмы направлены на повышение самой системы государственных закупок и могут быть рекомендованы для использования бюджетными учреждениями.


Теоретико-методологические основы учета нематериальных активов как результата инновационной деятельности хозяйствующих субъектов

Алексеева Г.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета в финансово-кредитных и некоммерческих организациях, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Предмет. Теоретико-методологические положения учета нематериальных объектов как результата инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в российской практике учета и системе Международных стандартов финансовой отчетности.
Цели. Исследовав действующие российские нормативно-правовые акты и требования МСФО по отражению в бухгалтерском учете нематериальных активов, а также проект Федерального стандарта бухгалтерского учета «Нематериальные активы» (НМА), выявить их сходства и различия. Раскрыть планирующиеся в российской практике изменения в учете НМА. Выработать рекомендации по гармонизации российских и международных стандартов учета НМА.
Методология. Использованы такие методы исследования, как сравнение, анализ, обобщение и систематизация.
Результаты. На основе критического анализа различных научных точек зрения в отношении подходов к отражению в учете хозяйствующих субъектов интеллектуальной собственности как объекта НМА, российских и международных стандартов учета систематизированы сходства и различия подходов к отражению НМА в действующих российских нормативных документах и МСФО. Анализ проекта ФСБУ «Нематериальные активы» показал расхождения между действующими в РФ правилами учета НМА и описанными в проекте. Проект ФСБУ сближает российские и международные правила, введение которого в действие приведет к отмене не только ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», но и ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы». Предложено в проекте ФСБУ уточнить определение категории «Затраты», внести определение амортизируемой стоимости актива, приведены примеры деятельности исследований и разработок. Обоснована необходимость внесения изменений в российские формы финансовой отчетности при утверждении проекта ФСБУ «Нематериальные активы».
Выводы. Проведенное исследование позволило сформулировать вывод о сближении российской методологии бухгалтерского учета объектов НМА с МСФО при утверждении проекта ФСБУ «Нематериальные активы», что уменьшит затраты экономических субъектов на трансформацию финансовой отчетности в формат МСФО.


Особенности управления денежными потоками организации

Сунгатуллина Л.Б. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация
Салахова Ю.Р. магистр института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация

Предмет. В современных условиях, характеризующихся высокой неопределенностью и нестабильностью бизнес-среды, актуальными становятся вопросы организации и поиска оптимизационных соотношений денежных потоков экономического субъекта по различным видам деятельности. На первый план выходят методики управления денежными средствами, позволяющие компенсировать неравномерность их поступления и оперативно распоряжаться средствами на счетах организации. Особенно это актуально для компаний с многопрофильным бизнесом и разветвленной сетью филиалов. В статье выделены особенности движения денежных потоков, проблемы, связанные с разделением денежных средств между головной организацией и структурными подразделениями. Рассмотрены современные тенденции в оптимизации сбалансированности денежных потоков по времени и месту возникновения.
Цели. Изучение современных технологий управления денежными потоками. Определение их преимуществ, возможностей применения в российской практике.
Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, обобщение и сравнение, логический подход, системный подход.
Результаты. Акцентированы проблемы в финансовой сфере организаций, воздействующих на координацию денежных средств. Выделены объективные и субъективные факторы, влияющие на формирование денежных потоков организации. Рассмотрены возможности использования нового подхода к управлению денежными потоками – кэш-пулинга, позволяющего контролировать движение денежных средств, устранять несбалансированность денежных потоков между структурами организации и оперативно воздействовать на негативные изменения.
Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в практике коммерческих и некоммерческих организаций при выработке подходов к управлению денежными потоками.
Значимость. Обоснованы выводы о необходимости совершенствования концептуальных основ управления денежными потоками организации, значимости координации денежных средств для формирования рациональной и работоспособной финансовой системы организации.