Опубликован 7 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год

15.04.2019

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Учет расходов на услуги мобильной связи и мобильного Интернета

Дмитриева О.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация

Предмет. Порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на услуги мобильной связи и мобильного интернета определяется принадлежностью мобильного телефона и сим-карты к нему организации или сотруднику, что определяет существование трех базовых вариантов учета данных услуг для организации (корпоративный, компенсационный и смешанный).
Цели. Исследование базовых вариантов учета услуг мобильной связи и мобильного интернета и их налоговых последствий на основе анализа действующей нормативно-правовой базы и научных работ российских исследователей.
Методология. В статье использованы методы экспертного анализа нормативных документов в области бухгалтерского и налогового учета, эмпирические методы.
Результаты. Определены и проанализированы действующие в 2019 г. положения законодательства в области бухгалтерского и налогового учета расходов на услуги связи, НДФЛ и страховых взносов с физических лиц в целях их практического применения для грамотной организации учета расходов на услуги связи в организациях.
Выводы. Описаны и проанализированы особенности учета и налоговые последствия применения трех базовых вариантов учета расходов на услуги мобильной связи и мобильного интернета (корпоративного, компенсационного и смешанного).


Современный этап формирования систем федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. Статья посвящена исследованию формирования систем федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов на современном этапе.
Цели. Выявление особенностей современного этапа формирования систем названных стандартов и определение возможностей их дальнейшего развития.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В статье проанализированы особенности современного этапа формирования систем федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов. При этом автором исследованы положения самых последних программ разработки указанных стандартов, утвержденных Минфином России (в том числе новой программы, рассчитанной на 2019–2021 гг.). Формируемые системы названных стандартов также сопоставлены с действующими системами Международных стандартов финансовой отчетности общественного и необщественного секторов (МСФО ОС и МСФО), с учетом которых в настоящее время разрабатываются системы соответствующих российских федеральных стандартов. На основе проведенных исследований автором даны рекомендации в отношении дальнейших направлений формирования систем отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов.
Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами формирования систем бухгалтерских стандартов для организаций государственного и негосударственного секторов, а также могут применяться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при создании и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету организаций названных секторов.
Выводы. В статье обоснованы выводы об особенностях современного этапа формирования систем федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов, а также о возможностях дальнейшего развития указанных систем.


Налоговые доходы на муниципальном уровне в федеративных государствах

Смирнов О.О. студент четвертого курса института философии, Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Предмет. Налоговые доходы местных органов власти в федеративном государстве.
Цели. Исследовать источники формирования налоговых поступлений на муниципальном уровне в федеративных государствах, описать особенности налоговых доходов местных органов власти в федерациях, определить наиболее важные доходные элементы местных бюджетов.
Методология. Использованы формализация, обобщение, классификация, теоретический анализ и синтез. Базой исследования являются научные работы зарубежных и отечественных исследователей, в частности идеи В.А. Лебедева о местном налогообложении, взгляды Р. Масгрейва на государственные финансы, теория фискального федерализма, описанная П. Либерати, а также представления Ч. МакЛюра о налоговом распределении. Также изложены идеи П.В. Микеладзе как представителя советской школы государственных финансов.
Результаты. Распределение налоговых полномочий в федеративном государстве должно соответствовать распределению задач – общественные услуги в масштабах всего государства должны финансироваться на федеральном уровне, а услуги с регионально-ограниченными выгодами – на региональном и местном уровнях. При этом на местном уровне должны облагаться налогом недвижимость, земля, а также могут взиматься специальные сборы, учитывающие выгоды от общественных услуг. Данные принципы находят отражение в налоговой системе США, Канады, ФРГ, Российской Федерации.
Область применения. Полученные результаты можно применить при реформировании федеративного законодательства о государственных финансах и налоговой политике.
Выводы и значимость. Результаты исследования раскрывают сложный механизм налогово-бюджетной системы федеративного государства, систематизируют виды налогов для каждого уровня управления в федерации, а также обосновывают важность муниципального уровня в общей финансовой системе государства.


Сравнительный анализ организационных и финансовых условий деятельности автономных и бюджетных учреждений в контексте результативности бюджетной реформы

Гафурова Г.Т. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Российская Федерация
Нотфуллина Г.Н. кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита, Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова (ИЭУП), Казань, Российская Федерация

Предмет. Результаты реформы государственных учреждений на примере учреждений общего образования Республики Татарстан. Социальная сфера в последнее десятилетие подвергалась реформированию в части бюджетного финансирования, расширения экономической самостоятельности. Образовавшиеся бюджетные и автономные учреждения формально имеют различия в финансово-экономических условиях хозяйствования, однако на практике ситуация оказывается сложнее.
Цели. Определение эффективности реформы механизма бюджетного финансирования государственных учреждений.
Методология. Использовались абстрактно-логический метод, метод сравнений, приемы экономического анализа.
Результаты. Определены различия в финансово-организационных условиях деятельности автономных и бюджетных учреждений. Проведен сравнительный анализ деятельности двух учреждений общего образования, осуществляющих деятельность в сопоставимых условиях с точки зрения территории и объемов оказываемых услуг. Выяснено, насколько условия деятельности автономного учреждения соответствуют его правам, определенным в законодательстве, установлены причины, препятствующие их реализации. Изучены системные проблемы учреждений, характерные для субсидиарной системы финансирования.
Выводы. Автономное учреждение по условиям деятельности практически сравнялось с бюджетным, что свидетельствует о формальности проводимых в последние 10 лет преобразований. Дифференциация нормативов финансовых затрат в зависимости от вида учреждения не всегда приводит к росту качества оказываемых услуг. Сформулированы предложения по изменению подходов к нормированию финансовых затрат на образование.