Опубликован 17 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год

16.09.2019

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Оценочные обязательства (резерв) по оплате отпусков: типовые ошибки в учете

Гафурова Г.Н. кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и кредита, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация

Предмет. Типовые ошибки в учете при формировании оценочного обязательства (резерва) по оплате отпусков
Цели. Выявить типовые ошибки в деятельности организации, связанные с формированием оценочного обязательства (резерва) по оплате отпусков. Дать рекомендации по устранению тех или иных нарушений.
Методология. В исследовании использованы системный, аналитический, экономический.
Результаты. Сделаны выводы по каждой типовой ошибке в деятельности организации, а также даны рекомендации по исправлению указанных типовых ошибок.
Область применения. Представленная в статье информация может применяться в практической работе организаций (коммерческих и некоммерческих).


Развитие государственного аудита в Российской Федерации

Толчинская М.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита, экономического анализа и статистики, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация
Ахмедова Л.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита, экономического анализа и статистики, Дагестанский государственный университет, Махачкала, Российская Федерация

Тема. Контроль и аудит становятся важнейшими инструментами социально-экономической политики государства. Такая ситуация требует новых подходов к пониманию сущности, форм и методов государственного финансового контроля и аудита в государственном секторе. В условиях рыночной экономики, когда усложняются межбюджетные отношения, усиливается роль налогового регулирования экономики как основного источника формирования доходной базы бюджета, многократно возрастает значимость государственного аудита в бюджетной сфере.
Цели. Определение основных направлений развития системы государственного аудита в Российской Федерации на основе изучения и обобщения российского опыта, а также поиск путей их реализации.
Методология. Методологической основой исследования стал системный и сравнительный анализ существующей правоприменительной практики и нормативного правового регулирования административных режимов.
Результаты. Система государственного аудита представлена в виде комплекса направлений развития объектов наблюдения, показателей для оценки эффективности программ, управленческой деятельности субъектов бюджетного планирования, осуществляемого на муниципальном и региональном уровнях.
Выводы. В связи со структурными преобразованиями в экономике государственный аудит востребован на всех этапах цикла стратегического планирования: от анализа и выработки решений до корректировки стратегических планов и программ. Новые задачи и направления государственного контроля требуют перестройки всей работы субъектов контрольной деятельности, изменения методик проведения контрольных мероприятий и реформирования организационных структур.


Признаки «финансовых пирамид» и значение роли эксперта-экономиста при их выявлении

Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры судебной экспертизы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Тренина А.Ю. студентка 5 курса юридического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В нашей страны едва ли найдется человек, никогда не слышавший о Сергее Мавроди и его «детище» – «МММ», о миллионах пострадавших людей, миллиардах потерянных денежных средств. Время идет, меняются реалии вокруг нас, однако привлекательность и обманчивость так называемых «финансовых пирамид» остаются прежними. В последние годы законодатель активно разрабатывает правовые инструменты по борьбе с «финансовыми пирамидами», повышает меры противодействия и пресечения их деятельности. В частности, конкретизирует признаки такого типа организаций. Однако для успешного расследования нельзя обойтись без помощи эксперта-экономиста.
Цели. Изучить отличительные признаки финансовых пирамид и особенности методики финансово-экономической экспертизы по данной категории дел.
Методология. Использованы методы сравнительного анализа, систематизации, сравнения.
Результаты. Предложено понятие «финансовая пирамида», выявлены внешние и внутренние признаки финансовых пирамид. Определены специальные экономические знания эксперта и особенности методики проведения финансово-аналитической экспертизы по данной категории дел.
Область применения. Результаты могут применяться в теории и практике финансово-экономической экспертизы.
Выводы. В связи с тем, что данное явление заключает в себе преимущественно экономические свойства, расследование мошенничеств, совершенных по принципу «финансовых пирамид», затруднительно без причастности эксперта, обладающего специальными экономическими знаниями по данному кругу вопросов.


Современное уточнение классификации объектов бухгалтерского учета

Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация

Предмет. Мнимый и притворный объекты бухгалтерского учета законодательно не соотнесены с другими объектами, что требует всесторонней оценки и раскрытия сущности этих относительно новых элементов, а также формирования их уточненной классификации.
Цели. Цели исследования включают представление развернутой оценки мнимого и притворного объектов бухгалтерского учета с акцентом на их правовые особенности; установление связи данных объектов с соответствующими принципами РСБУ и МСФО; уточнение классификации объектов бухгалтерского учета в части, включающей мнимый и притворный объекты.
Методология. В настоящей работе использованы приемы сравнительного анализа существующих научно-теоретических наработок и методы экспертного анализа законодательных и нормативных документов.
Результаты. Установлен ряд принципов РСБУ и МСФО, нарушаемых при отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности мнимых и притворных объектов; предложена корректировка классификации объектов бухгалтерского учета в части фактов хозяйственной жизни; с учетом гражданско-правовых особенностей мнимых и притворных объектов определены вопросы ответственности, добросовестности и достоверности при формировании данных объектов.
Выводы. Выявлено, что в настоящее время законодательно не определено место мнимых и притворных объектов в классификации объектов бухгалтерского учета. Раскрытие сущности мнимых и притворных объектов невозможно без рассмотрения их гражданско-правовой специфики. Недействительность (ничтожность) сделок, связанная с возникновением мнимых и притворных объектов бухгалтерского учета, приобретает особую злободневность в условиях построения правового государства. Классификация мнимых и притворных объектов в составе неправомерных фактов хозяйственной жизни позволяет подчеркнуть их заведомо противоречащий требованиям нормативно-законодательных актов характер. Ответственность и добросовестность учетных работников являются определяющими профессиональными компетенциями в этом вопросе.