СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Оплата пособия по временной нетрудоспособности: от пилотного проекта к ожидаемым с 2021 года изменениям
Алексеева Г.И. кандидат экономических наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация consulting777@mail.ru
Предмет. С 2012 года в ряде регионов Российской Федерации запущен пилотный проект «Прямые выплаты» по выплате пособия по временной нетрудоспособности, который с 2021 года перестанет быть «пилотным» и затронет все организации, функционирующие на территории России. В представленной статье рассматривается новый порядок оплаты экономическими субъектами пособия по временной нетрудоспособности.
Цели. Раскрытие особенностей пилотного проекта по оплате пособия по временной нетрудоспособности работников организаций и ожидаемые с 2021 года изменения в этой области.
Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и обобщения.
Результаты и выводы. Раскрыт порядок оплаты пособия по временной нетрудоспособности по новым правилам.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.
Законодательная база по вопросам премирования сотрудников компаний нуждается в совершенствовании
Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация Getmanvg1941@fa.ru
В статье рассмотрен круг вопросов, связанных с премированием сотрудников компаний. Установлено, что целый ряд из них не урегулирован должным образом в действующем законодательстве. В результате нередко на этой почве возникают споры между налоговиками и налогоплательщиками. В статье в этой связи предлагается внести ряд уточнений и дополнений в действующие в этой области положения. Обосновывается установление норматива, ограничивающего суммы переходящего на следующий год резерва на выплату годовых премий. Рекомендуется также принять Федеральный закон «Об участии рабочих и служащих компаний в создаваемой ими прибыли», как это имеет место во многих странах с развитой экономикой.
Столкновение теорий бюджетного субсидирования, платных государственных услуг и фискальной монополии (на примере Московского метрополитена и в контексте мирового опыта)
Ануреев С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация anureev@bk.ru
Предмет. В статье проанализированы различные способы финансирования Московского метрополитена.
Цели. Поиск дополнительных источников финансирования в условиях сокращения бюджетных доходов и необходимости продолжения строительства новых станций и линий.
Методология. Ключевым в методологии является анализ мирового опыта в контексте различных теорий как альтернатив налогам и бюджетным субсидиям.
Результаты. Рассмотрены основные концепции финансирования московского метро: бюджетное субсидирование за счет налогов; платные государственные услуги и распределение издержек на конечных потребителей; фискальная монополия; генерирование дополнительных бюджетных доходов. Помимо этого проанализированы и другие концепции: установление низкой платы за проезд в целях социальной поддержки населения; введение запретительного тарифа для ограничения миграционного притока неквалифицированных рабочих; приватизация общественного транспорта; введение повышенного тарифа в пользу частных инвесторов. На основе проведенного анализа выявлено, что метрополитен покрывает за счет бюджета три четверти реальных расходов на перевозку пассажиров.
Выводы. Сделан вывод, что преимущественно бюджетное финансирование метрполитена приводит к росту налогов на средний класс и притоку низкооплачиваемых работников. Это искажает структуру экономики города, ущемляя отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Отмечено, что низкие тарифы не способствуют реальному социальному выравниванию, поскольку выгоды от них получают преимущественно работники теневой сферы экономики и трудовые мигранты. В перспективе возможны еще большее повышение платы за проезд и генерирование дополнительных бюджетных доходов для социальных программ, поскольку Московский метрополитен является классической фискальной монополией. Тариф следует повышать дифференцированно только для метро, причем платежная карта «Тройка» и социальная карта москвича могут стать инструментами такой тарифной дифференциации.
Методологический инструментарий определения эффективности налоговых проверок
Яшина Н.И. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и кредита, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация sitnicof@mail.ru
Александров Е.Е. аспирант кафедры финансов и кредита, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация aee152@yandex.ru
Предмет. Контроль налоговых органов за правильным исчислением и своевременной уплатой налоговых платежей в бюджет, соблюдением налогоплательщиком платежной дисциплины является необходимым условием функционирования налоговой системы в государстве. В связи с необходимостью обеспечения роста налоговых поступлений в бюджеты всех уровней проблема совершенствования действующей системы налогового контроля приобретает в настоящее время еще большую актуальность. Важным условием осуществления успешного налогового контроля является повышение эффективности проверочной деятельности налоговых органов.
Цели. Создание методики оценки эффективности проверочной деятельности территориальных налоговых органов как обязательного элемента современной системы мониторинга качества государственного управления налоговыми отношениями.
Методология. Использовались общие и специальные методы исследования. Комплексная оценка эффективности проверочной деятельности налоговых органов проводилась с помощью методов построения интегральных индикаторов. Определение уровня значимости частных показателей эффективности осуществлено на основе корреляционного метода.
Результаты. Предложена система частных показателей, на основе которой может производиться оценка эффективности налоговых проверок, осуществлена разработка интегрального индикатора эффективности проверочной деятельности налоговых органов. Апробация методики построения интегрального индикатора проведена с использованием статистических данных по субъектам Российской Федерации. На основе значений интегральных показателей построен рейтинг и произведена классификация российских регионов по уровню эффективности налоговых проверок.
Выводы. Принятие результативных управленческих решений, направленных на повышение качества налогового контроля, требует создания общей информационной базы для обмена передовым опытом контрольной работы между налоговыми органами субъектов Российской Федерации.