Опубликован 17 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

15.09.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Перспективы повышения открытости (прозрачности) государственных и муниципальных финансов в субъектах Российской Федерации

Чулков А.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа, статистики и финансов, Кубанский государственный университет, Краснодар, Российская Федерация

Предмет. Реформирование государственных и муниципальных финансов России предполагает реализацию мер по повышению открытости и прозрачности бюджетной системы. Предмет – роль и место «бюджета для граждан» в условиях продолжающейся реформы.
Цели. Изучение концепции «бюджета для граждан», разработка направлений по ее совершенствованию. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: изучены основные проблемы открытости и прозрачности региональных и местных бюджетов, проведен анализ практики применения концепции «бюджета для граждан». Особое внимание уделено основным направлениям повышения открытости и прозрачности бюджетной системы.
Методология. В статье проанализированы составные части системы открытости и прозрачности бюджетных данных, предложен авторский подход к группировке проблем, возникающих при повышении открытости (прозрачности) бюджетной системы в общем и при формировании «бюджета для граждан» в частности.
Результаты. Основные результаты проведенного в ходе подготовки статьи анализа сводятся к тому, что для наиболее эффективного внедрения концепции «бюджета для граждан» необходимо привлекать население к управлению общественными финансами, дать гражданам возможность повлиять на решения, принимаемые органами власти, разработать методику оценки открытости и прозрачности местных бюджетов, повышать финансовую грамотность населения.
Область применения. Проведенный анализ может быть полезен при дальнейшем практическом внедрении инструментов повышения эффективности бюджетных расходов на государственном и муниципальном уровнях.
Выводы. Повышение прозрачности и открытости бюджетной системы Российской Федерации путем активного практического использования концепции «бюджета для граждан» требует создания эффективных механизмов взаимодействия с гражданами, обеспечения доступности соответствующей информации, вовлечения населения в принятие решений.


Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования

Меликсетян С.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Ростов-на-Дону, Российская Федерация

Предмет. Вопросы развития образования входят в число приоритетов экономической и бюджетной политики государства. Одним из первоочередных направлений деятельности российского государства является оптимизация финансовых ресурсов, направляемых на финансирование образования и повышение эффективности и результативности их использования. Особая роль в данном процессе отводится государственным программам. В статье представлены основные недостатки, препятствующие оценке эффективности реализации государственной программы «Развитие образования», предложены алгоритмы разработки и оценки эффективности государственных программ в сфере образования.
Цели. Раскрыть развитие программно-целевого метода планирования в отрасли образования, исследовать эволюцию программно-целевого метода планирования в сфере образования; рассмотреть специфику проведения аудита эффективности реализации госпрограмм.
Методология. Были использованы методы сравнительного анализа, систематизации, классификации, аналогии, сопоставления.
Результаты. Представлена методология проведения мероприятий внешнего государственного финансового контроля госпрограмм в контексте эффективности; предложены алгоритмы разработки и оценки эффективности реализации государственных программ в сфере образования, в том числе на региональном уровне, которые могут быть использованы при внутреннем государственном финансовом контроле в процессе оперативного контроля – мониторинга.
Выводы и значимость. На основе проведенного исследования сделан вывод о том, что необходимо акцентировать внимание на необходимости совершенствования системы государственного финансового контроля государственных программ, где ключевым ядром будут качественное финансовое планирование, внутренний государственный финансовый контроль и мониторинг с обязательными процедурами выявления и учета рисков, препятствующих реализации госпрограммы, факторов их проявления и использования методов их нивелирования, что будет способствовать достижению адекватного современным рыночным требованиям качеству предоставления государственных социальных услуг и переводу системы государственного управления на уровень, отвечающий потребностям современного инновационно ориентированного развития российской экономики.