СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Учет нематериальных активов, созданных учреждениями высшего образования как результата инновационной деятельности
Куликова Л.И. доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры учета, анализа и аудита, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Казань, Российская Федерация
Яхина Д.А. старший преподаватель кафедры учета, анализа и аудита, Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Казань, Российская Федерация
Предмет. Вопросы признания и оценки нематериальных активов (НМА), создаваемых образовательными учреждениями высшего образования России.
Цели. Анализ нормативных документов, регулирующих вопросы учета внутренне создаваемых нематериальных активов в организациях бюджетной сферы, а также изучение действующей практики формирования учетной политики образовательными учреждениями высшего образования при решении вопросов признания и оценки НМА исходя из специфических особенностей деятельности названных организаций.
Методология. Использовались фактические материалы учреждений высшего образования России. Применялись методы наблюдения, систематизации и сравнительного анализа.
Результаты. Рассмотрен порядок признания НМА, созданных учреждениями высшего образования как положительного результата их инновационной деятельности. Уточнено понятие нематериальных активов, создаваемых учреждениями для собственного использования в целях точного отражения экономической сущности данного объекта учета. Представлены результаты сравнительного анализа учетных политик 27–ми образовательных учреждений высшего образования в отношении признания, оценки, определения сроков полезного использования внутренне созданных НМА.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут использоваться в практической деятельности образовательных учреждений при формировании учетной политики в отношении признания и оценки внутренне созданных НМА.
Выводы. Учреждениям высшего образования при формирования учетной политики следует определять конкретный перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость объектов НМА, созданных своими силами, регулировать вопросы признания затрат, связанных с доработкой названных объектов, уточнять сроки полезного использования активов.
Государственная поддержка скотоводства в Республике Татарстан
Клычова Г.С. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Парфенова К.А. старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Хайруллин А.А. аспирант кафедры бухгалтерского учета и аудита, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Сергеева М.Г. студентка, Казанский государственный аграрный университет, Казань, Российская Федерация
Предмет. Задачи, программы, методы, направления государственной поддержки аграрного сектора экономики. Сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности Республики Татарстан.
Цели. Определить меры государственного регулирования, формы государственной поддержки, провести мониторинг производственно-экономического состояния АПК региона, исследовать влияние господдержки на развитие агропромышленного комплекса региона. Актуальность темы обусловлена неизбежностью развития сельского хозяйства, что является стратегически важным для национальной экономики в силу того, что данная отрасль решает проблему обеспечения продуктовой безопасности и конкурентоспособности рынка отечественной сельскохозяйственной продукции на мировых рынках. В связи с этим сельское хозяйство остается приоритетом в программах государственной поддержки.
Методология. В статье использованы труды отечественных ученых-экономистов, законодательно-нормативные акты Российской Федерации и Республики Татарстан, посвященные вопросам господдержки аграрного сектора экономики, материалы отраслевых государственных программ, периодические издания.
Выводы. Сельское хозяйство Республики Татарстан, являясь одним из основных развивающихся направлений экономики, показывает уверенный рост, в том числе благодаря поддержке государства. Обеспечение стабильного социально-экономического развития региона в долгосрочной перспективе является одной из приоритетных задач, стоящих перед сельским хозяйством. Республика Татарстан занимает лидирующие позиции среди субъектов РФ по такому показателю как объем валовой сельхозпродукции и полностью обеспечивает потребности региона в продуктах питания.
По данным Кабинета Министров РТ за 2023 г. общая земельная площадь Республики Татарстан составила 6,8 млн га, в т.ч. сельхозугодий – 4,3 млн га, из которых 3,3 млн га пашни. В селе проживает 900 тыс. чел. или 23,2% всего населения республики.
В целом республика имеет 2% с/х угодий страны и производит при этом 4% ее с/х продукции. По итогам 2022 г. рентабельность аграрных предприятий с учетом субсидий составила 11,7%.
Таким образом, политика государства в сфере аграрного сектора направлена на дальнейшее развитие отрасли и его ресурсного потенциала, стабильное продовольственное обеспечение страны и региона.