Опубликован 4 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год

27.02.2017

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Гарантии и компенсации работникам при исполнении государственных и общественных обязанностей

Алексеева Г.И. кандидат экономических наук, доцент Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Предмет. В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, исполняющим государственные или общественные обязанности, предоставляются определенные гарантии и компенсации. В связи с этим у работодателей возникает ряд вопросов, ответы на которые даны в представленной статье.
Цели. Рассмотрение гарантий, предоставляемых работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрытие особенностей расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.
Методология. В статье применялись методы наблюдения, анализа и синтеза.
Результаты и выводы. Рассмотрены гарантии, предоставляемые работникам организации при исполнении ими государственных и общественных обязанностей, и раскрыты особенности расчета и выплаты компенсации указанным сотрудникам.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.


Особенности нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях

Дружиловская Т.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Маслова Т.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. Предметом исследования являются проблемы, связанные с реформированием нормативного регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях.
Цели. Выработка рекомендаций по развитию нормативного регулирования в государственных (муниципальных) учреждениях.
Методология. В работе использованы критический анализ современного состояния регулирования бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях, сопоставление различных научных точек зрения в отношении названных проблем.
Результаты. Выявлены неурегулированные аспекты в области регламентации бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях. Предложены подходы к дальнейшему развитию теоретических основ нормативного регулирования в этой сфере. Рекомендована классификация его уровней. Дана оценка изменениям, предполагаемым проектами федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Обоснованы проблемные аспекты разработки этих документов. Показаны направления совершенствования нормативного регулирования в государственных (муниципальных) учреждениях.
Выводы. В настоящее время налицо недостаточность регулирования бухгалтерского учета организаций госсектора в нормативном законодательстве. Направления дальнейшего развития нормативного регулирования в государственных (муниципальных) учреждениях должны включать в себя развитие теоретических основ и методических аспектов. Принятие федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора при правильном применении на практике будет способствовать значительному повышению достоверности учетной и отчетной информации в указанной сфере.
Применение. Полученные результаты могут иметь как прикладное, так и теоретическое использование в области бухгалтерского финансового учета.


Международные стандарты аудита: характеристика и применение профессиональными аудиторами

Кемаева С.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Жильцова Ю.В. доктор экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет и тема. В декабре 2014 г. были внесены изменения в ФЗ-307 «Об аудиторской деятельности», статью 7, в соответствии с которой «Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с МСА, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников…» [1]. Однако на тот момент официальный перевод международных стандартов аудита (МСА) на территории РФ отсутствовал. Между тем, признание МСА на территории РФ могло произойти только при условии утверждения Минфином России такого перевода на русский язык. Для этого в 2015 г. было издано постановление Правительства Российской Федерации № 576 [2], а в 2016 г. – приказ Министерства финансов Российской Федерации № 192н «О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации» [3]. Несколько ранее Министерством труда и социальной защиты РФ был утвержден профессиональный стандарт «Аудитор» [4], регулирующий и развивающий аудиторскую деятельность. Таким образом, в связи с признанием на территории РФ действия МСА раздел трудовых действий «Необходимые знания» ранее принятого профессионального стандарта «Аудитор» объективно нуждается в дополнении и новой редакции.
Цели и задачи. Целью статьи является исследование признанных на территории РФ международных стандартов аудита в контексте развития аудиторской деятельности и профессионального стандарта «Аудитор».
Методология. В процессе исследования были применены методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.
Результаты. На основе проведенного анализа сделан вывод о важности профессиональной подготовки аудиторов на основе международных стандартов аудита и корректировки профессионального стандарта «Аудитор».
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике аудита бухгалтерской финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций.
Выводы и значимость. Сделан вывод о важности в процессе профессиональной подготовки аудиторов, повышения их квалификации изучения именно официального перевода МСА на русский язык, а также научной дискуссии о порядке практического применения того или иного стандарта ввиду сложности их структуры и содержания.


Стимулирующие налоговые льготы как инструмент бюджетно-налогового регулирования: особенности применения и оценка эффективности на региональном уровне

Игонина Л.Л. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой экономики и финансов, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар, Российская Федерация
Мамонова И.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономика и финансов, Краснодарский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Краснодар, Российская Федерация

Предмет. В статье рассматриваются проблемы применения налоговых льгот и методики оценки их эффективности на региональном уровне. В условиях жестких бюджетных ограничений и повышения роли региональных органов власти в социально-экономическом развитии подведомственных территорий важным инструментом бюджетно-налогового регулирования становятся стимулирующие налоговые льготы. Действенность этого средства в существенной степени определяется использованием обоснованных методов оценки эффективности вводимых и применяемых налоговых льгот.
Цели. Выявление особенностей применения налоговых льгот на региональном уровне, определение проблемных аспектов использования региональных методик оценки эффективности налоговых льгот и разработка методического инструментария, позволяющего обеспечить принятие обоснованных решений о введении и предоставлении стимулирующих налоговых льгот.
Методология. При исследовании особенностей применения налоговых льгот и оценки их эффективности на региональном уровне использовались методы логического, системного, компаративного, экономико-статистического и динамического анализа.
Результаты. Изучены налоговые льготы, их сущность, виды и классификационные признаки. Определены особенности и целесообразность предоставления налоговых льгот на региональном уровне. Обоснована необходимость формирования комплекса условий, обеспечивающих повышение результативности оценки эффективности региональных налоговых льгот. Показана особая роль использования четко установленных и экономически обоснованных методов названной оценки. Представлен ее комплексный методический инструментарий, который предполагает использование унифицированного алгоритма, вариативного набора показателей и весовых значений общих коэффициентов экономической, бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот.
Выводы. Определены направления повышения стимулирующей роли налоговых льгот на региональном уровне и корректировки существующих методических подходов к оценке их эффективности. Разработана алгоритмизированная методика интегральной оценки эффективности стимулирующих налоговых льгот. Применение этого инструмента позволит принимать обоснованные решения о введении, пролонгации, корректировке и отмене налоговых льгот.