Опубликован 18 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год

28.09.2017

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Современная система нормативного регулирования оценки в бухгалтерском учете

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. В статье исследована современная система нормативного регулирования оценки в бухгалтерском учете, а также проанализированы перспективы ее развития.
Цели. Определение наиболее актуальных направлений совершенствования системы нормативного регулирования оценки учетных объектов.
Методология. В статье использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе определены уровни современной системы нормативного регулирования оценки в бухгалтерском учете. Автором выделены подсистемы данной системы, проанализированы и сопоставлены элементы таких подсистем. На основе проведенных исследований выявлены основные проблемы и перспективы развития системы нормативного регулирования оценки учетных объектов. Автором обоснованы предложения по совершенствованию указанной системы, направленные на повышение реалистичности информации в бухгалтерском учете и финансовой отчетности современных организаций.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами оценки в бухгалтерском учете, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о необходимости дальнейшего реформирования системы нормативного регулирования оценки объектов бухгалтерского учета, а также о значительном сближении в ближайшем будущем подсистем указанной системы.


Районное потребительское общество как объект налогового планирования

Серебрякова Т.Ю. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, Чебоксарский кооперативный институт АНООВО ЦС России «Российский университет кооперации», г. Чебоксары, Российская Федерация
Яковлева Т.В. начальник отдела автоматизации Цивильского райпо Чувашского союза потребительских обществ, г. Чебоксары, Российская Федерация

Предмет и тема. Налоговые правоотношения распространяются на каждый экономический субъект независимо от того, коммерческая или некоммерческая это организация. Потребительская кооперация занимает особое место среди некоммерческих организаций, поскольку в значительной степени занимается разнообразными коммерческими видами деятельности. Это приводит к необходимости планировать налоговые обязательства ввиду их возможной значительности. Статья посвящена изучению налоговых платежей как основы планирования налоговых обязательств.
Цели и задачи. Установление оптимальных систем налогообложения для многосегментных некоммерческих организаций, таких как потребительская кооперация, и определение объема налоговых обязательств потребительского общества.
Методология. Исследование основано на теоретических базисных знаниях принципов налогообложения и планирования. Использовались методы сравнительного анализа, систематизации, индукции, дедукции.
Результаты. Выявлены проблемные вопросы в понимании налоговых обязательств для потребительских обществ, определены системы налогообложения и виды налогов с оптимальной налоговой нагрузкой, как основа для дальнейшего планирования налоговых обязательств райпо.
Область применения результатов. Положения статьи могут применяться в теории и практике планирования налоговых обязательств, при обучении студентов соответствующего профиля экономического направления, для понимания основных принципов налогообложения и налогового планирования.
Выводы и значимость. Изучены применимые системы налогообложения и определены наиболее оптимальные системы, что необходимо при дальнейших шагах по планированию налоговых обязательств любой организации, в том числе райпо.


Налоговая нагрузка в России: основные подходы

Никулина О.М. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и учета, Томский государственный университет, Томск, Российская Федерация

Предмет. В последнее время все более распространенным способом повышения эффективности предпринимательской деятельности становится налоговое планирование, которое способно принести ощутимый положительный результат практически в любой сфере предпринимательской деятельности. Однако на практике это не всегда возможно ввиду существования различных субъективных и объективных барьеров.
Цели. Проанализированы основные подходы к изучению налоговой нагрузки, к ее расчетам, исследована динамика показателей налоговой нагрузки по различным сферам деятельности.
Методология. Исследованы методологические подходы к расчету налоговой нагрузки и сведены в группу по видам применения. Выявлены достоинства и недостатки каждого подхода. Сделан анализ налоговой нагрузки в сравнении с зарубежными странами, а также в целом по видам деятельности в нашей стране.
Результаты. Для российской экономики характерен номинально низкий уровень налогообложения, значение которого не объясняет значительный объем уклонения от налогов. Как показывает мировой опыт, при установлении оптимального уровня налоговых изъятий на первый план должны выдвигаться экономические стимулы развития производства, то есть интересы товаропроизводителя. Высокий уровень налоговой нагрузки на предпринимательскую среду приводит к спаду предложения товаров и услуг на рынке c одновременным ростом цен на производимую продукцию. Более того, существует неформальная институциональная практика, мотивирующая субъектов рынка не платить за блага, которые даже после оплаты будут для них недоступны.
Выводы. Для получения адекватного значения налоговой нагрузки на уровне хозяйствующего субъекта необходимо учитывать все налоговые и неналоговые платежи, рассчитывать следует потенциальную налоговую нагрузку.


Управление местными бюджетами на основе согласования финансовых интересов: теоретический аспект

Сятчихин С.В. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Предмет. В статье отмечается, что длительное реформирование межбюджетных отношений и местного самоуправления наряду с кризисными явлениями в экономике не способствовали формированию эффективной системы управления местными бюджетами.
Цели. Сформулировать теоретические положения управления местными бюджетами: раскрыть экономическое содержание понятия «управление местными бюджетами», выявить важнейшие противоречия в управлении местными бюджетами, предложить авторскую концепцию.
Методология. В настоящей работе использованы диалектический метод, системный подход, методы теоретического обоснования, научного абстрагирования, обобщения, сравнения.
Результаты. Сформулированы теоретические положения управления местными бюджетами: раскрыто экономическое содержание понятия «управление местными бюджетами» как институционально регулируемой управленческой деятельности органов местного самоуправления и местного сообщества на основе использования совокупности методов по отношению к финансовым потокам местных бюджетов в целях обеспечения их наилучшего состояния к определенному моменту времени в условиях имеющихся у конкретного муниципального образования реальных возможностей для ее достижения. Выявлены важнейшие противоречия в управлении местными бюджетами, связанные с субъектами экономических отношений, с финансовыми потоками местных бюджетов, методами управления, институтами, целью управления и системой управления местными бюджетами; предложена авторская концепция управления местными бюджетами на основе согласования финансовых интересов, отличие которой заключается в базировании на финансовой координации.
Выводы. Системный подход к раскрытию содержания управления финансами муниципальных образований позволяет расширить его понимание и обратить внимание на не рассматривавшиеся ранее аспекты. Учет выявленных автором противоречий в области управления местными бюджетами будет способствовать принятию более качественных управленческих решений в указанной сфере. Предложенная концепция управления местными бюджетами может быть использована для совершенствования бюджетной политики и укрепления института местного самоуправления в России, что в конечном счете будет способствовать повышению результативности управления местными бюджетами.