Опубликован 8 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год

26.04.2019

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Лизинг: бухгалтерский учет и налоги

Павлюченко Т.Н. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита, Воронежский государственный аграрный университет им. императора Петра I, Воронеж, Российская Федерация

Каждый раз, когда компания сталкивается с необходимостью модернизации или расширения производства, выявляется дефицит собственных средств для реализации поставленных целей. В большинстве случаев финансирование долгосрочных проектов осуществляется за счет привлечения банковского кредита, сопряженного с дополнительными финансовыми затратами. Альтернативой кредитованию не только для юридических, но и для физических лиц является лизинг. Лизинг – это выгодный, интересный, простой инструмент финансирования, имеющий перспективы значительного роста. По оценкам экспертов, в обозримом будущем большая часть сельскохозяйственной техники, лесозаготовительного и специального оборудования, транспортных средств, будет приобретаться исключительно в форме лизинга, без привлечения банковских кредитов.


Многоаспектное обоснование необходимости формирования информации о рисках

Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация

Предмет. Законодательством предусмотрена возможность для организаций представлять дополнительную информацию, сопутствующую бухгалтерской отчетности, если исполнительный орган считает ее полезной для заинтересованных пользователей при принятии экономических решений. В том числе это касается и информации об управлении рисками организации. Проблема рисков в современной экономике и деятельности экономических субъектов является одной из наиболее актуальных. Очевидна необходимость определения критериев полезности информации, значения и места информации о рисках в бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов.
Цели. Оценка последних законодательных изменений, касающихся вопросов формирования и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, информации о рисках, системы внутреннего контроля экономических субъектов, а также практической реализации профессиональных бухгалтерских компетенций для выявления общих тенденций по теме исследования и выработки выводов и рекомендаций.
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области профессионального законодательства и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза.
Результаты. Представлены результаты сравнительной оценки критериев, определяющих полезность информации для пользователей в соответствии с МСФО и принципами – требованиями по РСБУ. Дана авторская оценка требования осмотрительности в условиях неопределенности ряда факторов, а также понятий «риск» и «потенциальные риски». Выявлены положения ряда нормативно-законодательных актов РФ, определяющих значение, место и роль информации о рисках экономических субъектов в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Определены особенности профессионального стандарта «Бухгалтер» в части вопросов оценки рисков и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Выводы. Определены качественные характеристики информации, определяющие ее полезность для пользователей и имеющие общие позиции как в МСФО, так и в РСБУ. Полезная пользователям информация может быть сформирована только осмотрительно. Информация об управлении рисками является не дополнительной, а обязательной для экономических субъектов. Оценка потенциальных рисков является обязанностью организаций. Очевидна международная унификация в вопросах формирования информации о рисках. Профессиональный бухгалтерский стандарт указывает на необходимость оценки рисков при составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности. Обязательное наличие в составе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о рисках – положение, требующее внесения в соответствующие нормативно-законодательные акты РФ.


Экономический анализ влияния изменений порядка исчисления налога на имущество и земельного налога на эффективность деятельности вузов

Ендовицкий Д.А. доктор экономических наук, профессор кафедры экономического анализа и аудита, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация
Бахтурина Ю.И. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация
Кривошеев А.В. аспирант кафедры экономического анализа и аудита, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация
Спиридонова Н.Э. студентка магистратуры экономического факультета, Воронежский государственный университет, Воронеж, Российская Федерация

Предмет. Изменение порядка исчисления налога на имущество, земельного налога в текущем году существенно увеличивает налоговую нагрузку вузов, при которой они могут значительно утратить платежеспособность, а также возможность эффективно осуществлять деятельность по формированию социально-культурной, научной, инновационной среды регионов и страны в целом.
Цели. Экономический анализ влияния изменений порядка исчисления налога на имущество и земельного налога на эффективность деятельности вуза с использованием апробированной методики расчетов.
Методология. Использован комплексный подход к обоснованию предложений по уточнению норм налогообложения вузов с применением методов экономического анализа.
Результаты. Проведен обзор исследований отечественных авторов по налогообложению вузов, свидетельствующий о его особенностях, отсутствии системности льготирования, риске существенного увеличения налоговой нагрузки в связи с введением кадастровой оценки имущества. Выделены проблемные положения исчисления налога на имущество, земельного налога. Апробирована методика оценки влияния изменений порядка исчисления налога на имущество и земельного налога на эффективность деятельности вуза Воронежской области.
Выводы. Предлагаемые инициативы по льготированию налогообложения имущества и земли могут способствовать не столь существенному увеличению налоговой нагрузки вузов. Местным, региональным органам власти, вузам целесообразно предпринимать совместные усилия по реализации этих инициатив для снижения экономических рисков образовательных учреждений в условиях изменения нормативных актов налогового администрирования и бухгалтерского учета.


Отдельные вопросы методологии оценки бюджетных рисков

Фрумина С.В. кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Тема. Предметом исследования выступают бюджетные риски, унифицированная методика оценки и идентификация которых является необходимым условием совершенствования управления общественными финансами. Рассмотрены подходы к оценке бюджетных рисков, учитываемые в российском правовом поле. Основное внимание уделяется несовершенству государственной регламентации идентификации и оценки бюджетных рисков. Отдельные разделы посвящены рассмотрению ряда проблем по определению и процедуре управления бюджетными рисками в регионах Российской Федерации.
Цели. Уточнение нормативно-правового регулирования оценки и идентификации бюджетных рисков, в том числе риска несоблюдения бюджетного законодательства и правовых актов о противодействии коррупции; риска несоблюдения принципа эффективности использования бюджетных средств и недостижения целевых значений качества финансового менеджмента.
Методология. В исследовании использованы общенаучные методы познания, направленные на обобщение и унификацию отечественной практики оценки и идентификации бюджетных рисков, повышение качества внутреннего финансового контроля.
Результаты. Предложены поправки в официальные документы по оценке бюджетных рисков. Дополнены и конкретизированы отдельные критерии оценки, сформулированные на основе выявленных противоречий в оценочных показателях, применяемых субъектами Российской Федерации.
Выводы. Результаты исследования определяют дальнейшие направления совершенствования управления бюджетными рисками и повышения прозрачности общественных финансов. Использование на практике сформулированных предложений с учетом устранения выявленных противоречий позволит принимать обоснованные решения в области управления и противодействия угрозам формирования и использования бюджетных средств в сложившихся экономических условиях.