Опубликован 19 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

15.10.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

О повышении ответственности налоговиков за соблюдение процедур проведения налоговых проверок

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор, профессор департамента аудита и корпоративной отчетности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Сделан анализ действующих положений в области проведения налоговых проверок и принятия решений по их результатам. Установлено, что отдельные вопросы в рассматриваемой сфере не до конца урегулированы в НК РФ. В результате между налоговиками и налогоплательщиками на этой почве возникают споры и судебные разбирательства. Анализ сложившейся судебной практики по делам подобного рода показал, что суды также по-разному толкуют содержание отдельных норм, имеющихся в действующем законодательстве по процедурным вопросам, связанным с проведением налоговых проверок. В статье даны предложения, направленные на совершенствование имеющейся правовой базы в рассматриваемой сфере.

Реформирование главы 21 Налогового кодекса РФ: от НДС к НТУ

Давлетшин Т.Г. директор ООО «Буровые и нефтепромысловые насосы», Казань, Российская Федерация

Предмет. Исследованы внутренние противоречия гл. 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость» на концептуальном уровне, связанные с несоответствием названия налога его экономической сущности. Проведен сравнительный анализ российского и зарубежного законодательства об НДС и экономической сущности НДС.
Цели. Анализ недостатков и недоработок российского законодательства об НДС, установление мер по их устранению.
Методология. Общенаучные подходы и методы.
Результаты. Изучение статей гл. 21 НК РФ показывает: в России, как и в ЕС, НДС является налогом не на добавленную стоимость, а на конечное потребление, или же на непредпринимательские покупки, взимаемые «в форме НДС». Глава 21 НК РФ не позволяет правильно интерпретировать экономическую сущность налога из-за внутренних противоречий, заложенных в саму конструкцию НК РФ: название налога не соответствует его экономической сущности; объект налогообложения – реализация – не соответствует реальному объекту налогообложения – конечному потреблению. Трактовка российского НДС как налога на конечное потребление (налог на товары и услуги, налог на непредпринимательские покупки) устраняет внутренние противоречия, приводит к созданию логически цельного и внутренне согласованного документа. В этом свете изучена природа освобождения от обязанности налогоплательщика НДС, предложен режим реального освобождения от НДС (НТУ) микропредприятий производственной сферы в рамках общей системы налогообложения.
Выводы. Необходимо реформирование гл. 21 НК РФ, приводящее в соответствие название налога с его экономической сущностью. Обоснована необходимость новой редакции гл. 21 НК РФ «Налог на товары и услуги» со следующими основными положениями: объект налогообложения – конечное потребление, методика расчета налога – зачетный метод по счетам, что устраняет внутренние противоречия и неопределенности НК РФ.


Анализ прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета России

Федотов Д.Ю. доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация

Предмет. Прогнозирование поступления налоговых доходов активно используется в бюджетном процессе. Вместе с тем регулярно подвергается критике уровень достоверности указанных прогнозов ввиду того, что достаточно часто фактическая величина налоговых поступлений не совпадает с прогнозной.
Цели. Анализ степени достоверности прогнозов социально-экономического развития России и основных бюджетных показателей, составляемых в ходе бюджетного процесса, а также выявление факторов, влияющих на уровень их достоверности.
Методология. С помощью эконометрических методов, а также математических методов обработки статистических данных проведен корреляционный анализ взаимосвязи экономических и бюджетных показателей, прогнозируемых в ходе бюджетного процесса.
Результаты. Была проведена оценка степени отклонения фактической величины показателей социально-экономического развития России и исполнения федерального бюджета страны от предполагаемого значения. Раскрыты проблемы прогнозирования. Для выявления возможных пределов уровня достоверности были рассмотрены различные точки зрения ученых о существующих ограничениях в процессе прогнозирования. Это позволило доказать возможность и целесообразность определения предстоящих экономических и бюджетных процессов. Выявлено, что показатели прогноза социально-экономического развития России отличаются большей достоверностью, чем бюджетные показатели, содержащиеся в законе о федеральном бюджете.
Область применения. Полученные результаты могут быть использованы органами государственного управления в бюджетном процессе.
Выводы. Выявлен уровень достоверности прогнозирования экономических и бюджетных показателей в период 2000–2015 гг. Достоверность прогноза бюджетных показателей ухудшается из-за того, что разработчики проекта федерального бюджета нередко занижают прогнозные показатели доходной части бюджета.