Опубликован 21 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

13.11.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Назревшие изменения в применяемых штрафных санкциях к страхователям

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор, профессор департамента аудита и корпоративной отчетности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

В статье проанализированы и критически оценены действующие положения по наложению штрафов на экономические субъекты за отдельные нарушения, связанные с предоставлением ими форм отчетности по страховым взносам. Установлено, что ряд норм и требований, содержащихся в Федеральном законе № 27-ФЗ и в «Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах», нуждаются в изменениях и дополнениях. Это касается технических погрешностей, допускаемых страхователями в отдельных формах; сроков их устранения, а также корректировки других неточностей в данной отчетности; зачета ФСС пособий, выданных страхователем своим работникам по случаю их временной нетрудоспособности. В статье даны конкретные предложения по совершенствованию в рассматриваемой области нормативных и правовых документов.


Эволюция методологии и современные проблемы разработки инвестиционной составляющей социальных государственных программ

Гайдаржи С.И. доктор экономических наук, советник при ректорате, Тульский государственный университет, Тула, Российская Федерация
Сычева Н.А. ассистент кафедры финансов и менеджмента, Тульский государственный университет, Тула, Российская Федерация

Предмет. Формирование бюджетов всех уровней в России в последние годы осуществляется в новом формате на основе разработки государственных (муниципальных) программ. Необходимость максимальной отдачи колоссальных бюджетных расходов, связанных с модернизацией в стране социальной инфраструктуры, требует осмысления истории становления и современных проблем методологии разработки инвестиционных составляющих социальных государственных программ.
Цели. Комплексное авторское исследование становления и современного состояния методологии разработки социальных государственных программ, направленное на рациональное использование бюджетных ресурсов, выделяемых на финансирование социальной инфраструктуры.
Методология. Были использованы принципы исторического и системного подхода, методы анализа и синтеза материала.
Результаты. Исследована история формирования методологии государственных (целевых) программ с 1995 г. по настоящее время. Представлен состав государственных программ Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. Разработана укрупненная структурная модель государственных программ субъектов Федерации в части капитальных расходов на объекты социальной инфраструктуры. Выявлены методические проблемы разработки инвестиционной составляющей государственных программ социальной направленности.
Выводы. Основные методические проблемы разработки инвестиционных составляющих государственных программ социальной направленности можно разделить на четыре составляющие: методологическую, содержательную, общественную и финансовую с дальнейшей их дифференциацией, позволяющей предложить основные направления совершенствования методического инструментария программно-целевого планирования развития социальной инфраструктуры.


Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие

Колесникова О.С. ассистент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация

Предмет. Налог на доходы физических лиц является одним из важнейших элементов структуры доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Однако на величину данного налога оказывает влияние достаточно большое количество факторов, что обусловливает необходимость их систематической идентификации. Выявлению современных тенденций развития налога на доходы физических лиц и факторов, их определяющих, и посвящено данное исследование.
Цели. Обоснование групп факторов, способствующих формированию современных тенденций развития налога на доходы физических лиц.
Методология. Используются методы статистического и сравнительного анализа. Оценка налоговых потерь консолидированного бюджета Российской Федерации осуществляется при помощи метода расхождений, основанного на сопоставлении данных, полученных из различных источников.
Результаты. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается снижение темпов роста налога на доходы физических лиц, что обусловлено в том числе социально-экономическими факторами, оказывающими преимущественное влияние на величину налоговой базы и количество налогоплательщиков, и правовыми факторами, определяющими механизм налогообложения доходов населения. Наибольшее снижение темпов роста данного налога отмечено в Сибирском и Южном федеральных округах. Это вызвано ухудшением общеэкономической конъюнктуры и сокращением численности занятого населения, значительной долей неформальной занятости, а также сосредоточенностью большей части занятого населения данных федеральных округов в сфере оптовой и розничной торговли, которая, в свою очередь, подвержена высокому риску сокрытия доходов.
Выводы. Установлена высокая зависимость величины поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ от выявленных групп факторов. При этом наибольшее влияние оказывают социально-экономические факторы, которые определяют не только состояние налоговой базы и численность налогоплательщиков НДФЛ, но и их желание и возможность добросовестно и в полном объеме уплачивать данный налог.


Организационный механизм управления потребительской кооперацией: содержание, функции

Шешукова Т.Г. доктор экономических наук, профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), Пермь, Российская Федерация
Попова Д.В. студентка магистратуры, направление «Экономика», профиль «Аудит и финансовый анализ бизнеса», Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), Пермь, Российская Федерация

Предмет. Актуальность исследования состоит в том, что потребительская кооперация объединяет свыше 2,5 тыс. потребительских обществ в более чем 70 регионах Российской Федерации [12]. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно развиты аналитические аспекты деятельности потребительской кооперации. Исследуется совокупность теоретических и практических вопросов анализа организационного механизма управления потребительской кооперации.
Цели. Исследование сущности организационного механизма управления потребительской кооперации.
Методология. В качестве инструментария исследования использовались общенаучные методы познания: дедукция и индукция, сравнительный анализ, группировка данных, обобщение теоретического и фактического материала.
Выводы. Доказано, что организационный механизм управления потребительской кооперации удачно сочетает самоуправление участников и профессиональное управление. Определены функции органов управления и контроля в аспекте возможности для развития самоуправления и демократии потребительской кооперации.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы организациями потребительской кооперации по всей Российской Федерации.