Опубликован 22 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

27.11.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Об управлении бюджетными рисками

Васюнина М.Л. кандидат экономических наук, доцент департамента общественных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Предмет. Содержание и организация управления бюджетными рисками. Рассматриваются концептуальные подходы к организации риск-менеджмента в сфере государственных финансов; дается характеристика функциональным элементам управления бюджетными рисками: их идентификации, реагированию на бюджетные риски, бюджетному мониторингу.
Цели. Развитие методологии и определение инструментов управления бюджетными рисками, формирование направлений риск-менеджмента в сфере государственных финансов.
Методология. Анализ осуществляется в соответствии с современными теоретическими подходами к организации риск-менеджмента в государственном секторе и с учетом требований международных стандартов.
Результаты. Раскрыто содержание управления бюджетными рисками. Определены инструменты реагирования на бюджетные риски в зависимости от категории и последствий рисков. Сформулированы перспективы развития бюджетного мониторинга как механизма, ориентированного на оценку индивидуальных и системных рисков в бюджетной сфере.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при разработке направлений бюджетной политики, а также при формировании программы эффективного управления бюджетными рисками.
Выводы. Сформулированы предложения по обеспечению организации управления бюджетными рисками на основе: введения в практику бюджетного планирования и прогнозирования специальных инструментов; формирования условий для перехода к интегрированной системе бюджетного мониторинга, объединяющего процедуры мониторинга качества финансового менеджмента главных администраторов бюджетных средств, мониторинга подведомственных учреждений, мониторинга реализации государственных программ, а также казначейского сопровождения государственных контрактов (договоров, соглашений); развития методики оценки финансового менеджмента в рамах концепции бюджетного мониторинга. Сделан вывод о перспективах межведомственного взаимодействия в ходе идентификации бюджетных рисков и разработки мер по их регулированию.


Фискальная функция таможенной пошлины: опыт реализации в России

Сухарев А.Н. доктор экономических наук, профессор кафедры конституционного, административного и таможенного права, Тверской государственный университет, Тверь, Российская Федерация

Предмет. Таможенная пошлина как инструмент таможенно-тарифной политики и источник дохода федерального бюджета Российской Федерации.
Цели. Раскрытие фискального значения ввозных и вывозных таможенных пошлин в современной России.
Методология. Формальная логика, системный подход и анализ статистических данных.
Результаты. Рассмотрены функции таможенных пошлин в современном мире. Показано, что ввозные таможенные пошлины не могут эффективно выполнять защитную функцию, которую в большей степени способно взять на себя валютное регулирование. Раскрыто экономическое содержание вывозных таможенных пошлин как особого инструмента торговой политики государства. Обозначены факторы, приводящие к усилению фискальной функции таможенных пошлин в современной России. Представлены статистические данные, показывающие доходы федерального бюджета от таможенных пошлин (ввозных и вывозных) в абсолютном и относительном выражении (доля доходов федерального бюджета и по отношению к ВВП). Приведены данные о воздействии ввозных и вывозных таможенных пошлин на устойчивость федерального бюджета.
Выводы. В настоящее время произошло ослабевание фискального значения у таможенной пошлины. Доля доходов бюджета от таможенной пошлины в странах мира обычно является незначительной. В то же время в России таможенная пошлина является существенным источником дохода федерального бюджета, где большая роль принадлежит не ввозной, а вывозной таможенной пошлине на углеводороды. Нестабильность цен на нефть на внешнем рынке обеспечивает неустойчивость федерального бюджета. Рост экономики России в будущем повысит его устойчивость.


К вопросу о социальной ответственности бизнеса

Глущенко А.В. доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции, Волгоград, Российская Федерация
Калюжная Ю.А. магистрант инженерно-экономического факультета, Волжский политехнический институт (филиал) ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», Волжский, Волгоградская область, Российская Федерация

Предмет. Социальная ответственность бизнеса рассматривается как важнейший инструмент реализации ключевой цели долгосрочного социально-экономического развития России, заключающейся в переходе к новой модели устойчивого, сбалансированного роста.
Цели. Раскрыть современный аспект понимания социальной ответственности бизнеса, показать ее влияние на формирование социального учета и социальной отчетности, определить направления модернизации финансовой и нефинансовой отчетности организации.
Методология. Методологической основой послужили научные труды и учебная литература по учету, анализу, контролю и управлению социальной ответственностью бизнеса. В процессе исследования использовались различные методы, в том числе экономико-статистические, абстрактно-логический, сравнительный анализ, системный и ситуационный подходы.
Результаты. Исследованы современные аспекты понимания социальной ответственности бизнеса, определены социально значимые мероприятия для формирования ключевых показателей при раскрытии информации, установлена взаимосвязь между социальной деятельностью и репутацией предприятия, выявлена зависимость устойчивого финансово-экономического положения бизнеса от реализации социальной политики и социальных программ. Выбраны направления формирования достоверной и релевантной системы социальной отчетности, учитывающей информационные потребности пользователей: по целям организации, программам, показателям, социальным затратам, по вкладу в решение социальных задач.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами управления корпоративной социальной ответственностью, проблемами социального учета и социальной отчетности, могут использоваться в практической работе и в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. В современных условиях вопросы социальной ответственности становятся все более значимыми для бизнес-сообщества и играют важную роль в обеспечении устойчивого развития. Вместе с тем управление корпоративной социальной ответственностью вводит свои ключевые термины, незнакомые традиционному менеджменту, новые показатели, предъявляет новые требования к качеству информации, необходимой для принятия решений социальной политики и тем самым вызывает необходимость трансформировать систему финансовой и нефинансовой отчетности, дополняя ее данными о социальной деятельности бизнеса.


Офшорные зоны и бегство капиталов: причины и инструменты дестимулирования

Жильцова Ю.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры судебной экспертизы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Саванина И.Р. студент юридического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Проблема бегства капиталов приобрела особую актуальность в условиях мирового экономического кризиса, вызванного пандемией COVID-19, о чем свидетельствует кризисная структура платежного баланса РФ по итогам девяти месяцев 2020 г. В статье рассматривается классификация офшорных зон, статистика Центрального банка России за ряд лет, а также исследованы отдельные аспекты государственной политики России в сфере деофшоризации экономики и взаимодействия с международными институтами. Обосновывается необходимость ужесточения требований к офшорному бизнесу, включая принятие национальных профильных нормативно-правовых актов.
Цели. Выявление причин и следствий распространения офшорного бизнеса в ХХ–XXI вв., анализ состояния правовой базы деофшоризации, в том числе российских законодательных актов и соглашений, выделение основных офшорных инструментов, а также формирование рекомендаций.
Методология. В процессе исследования были применены методы: ретроспективный анализ, систематизация, дедукция, прогнозирование.
Результаты. Выявлены факторы, способствующие развитию офшоров, дана оценка оттоку инвестиций за рубеж из России за текущий год, определены условия деофшоризации и уровень сотрудничества России с международными организациями.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в образовательной среде вузов, для научных изысканий по данной тематике, а также при совершенствовании действующей нормативно-правовой базы.
Выводы. Офшоризация является глобальной и национальной экономической проблемой, в связи с этим сформирован ряд выводов с учетом особенности офшоризации бизнеса в России, а также предложение о создании эффективной национальной системы для возвращения активов и капиталов на родину.