Опубликован 8 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2021 год

29.04.2021

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Проблемы выбора инструментария судебной финансово-экономической экспертизы по делам о преднамеренном банкротстве юридических лиц

Жильцова Ю.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры судебной экспертизы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Маврина А.В. студент юридического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Особую важность при расследовании дел о преднамеренном банкротстве имеют специальные знания судебного эксперта-экономиста. На основании экспертного заключения может быть оспорено заключение арбитражного управляющего, в том числе результаты финансового анализа, а также сделки кредиторов. В статье рассматриваются значимые проблемные аспекты, возникающие при выборе инструментария финансово-экономической экспертизы по делам о преднамеренном банкротстве и, кроме того, влияние применения различных методик на получение достоверного результата.
Цели. Изучить правовое регулирование преднамеренного банкротства в РФ, проанализировать статистику Генпрокуратуры и МВД России, сравнить содержание отдельных постановлений Правительства РФ по данной тематике и трех авторских методик в целях необходимости формирования единого подхода к моделям финансового анализа и методики финансово-экономической экспертизы.
Методология. В процессе исследования были применены методы: сравнительный анализ, дедукция, систематизация.
Результаты. Сравнительный анализ выявил отсутствие единого подхода к моделям инструментов финансового анализа и финансово-экономической экспертизы, а также отсутствие единой современной методики, как авторской, так и нормативной.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в образовательной среде высшей школы, для научных изысканий по финансовому анализу, финансово-экономической экспертизе, а также в практике временных управляющих и судебных экспертов-экономистов.
Выводы. Определено, что нормативная база по оценке и выявлению признаков преднамеренного банкротства нуждается в обновлении и установлении соответствия с содержанием приказов Минфина России, регулирующих бухгалтерский учет и отчетность. Отсутствие единого инструментария для производства судебной экспертизы по делам о банкротстве определяет существенные проблемы на этапе предварительного расследования преступлений экономической направленности.


К вопросу о цифровизации учетных методологий (Часть 1)

Быканов А.А. экономист-бухгалтер, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация

Предмет. Статья посвящена противоречию, возникшему между способностью менеджмента субъекта рынка выполнять поставленные перед ним задачи и его невозможностью перевода этой работы в информационный поток для последующего анализа, не прибегая при этом к услугам посредника в лице бухгалтерского аппарата. Предлагаются пути разрешения указанного противоречия.
Цели. Показать, что реализация проекта на основе современных IT-технологий, математических моделей и развития искусственного интеллекта позволит формировать государственным органам управления налоговую и иную отчетность и поступление налоговых платежей и иных финансовых обременений в бюджет по каждому участнику рыночных отношений в автоматическом режиме.
Методология. Учетная парадигма построена на формализации учетного поля субъекта рынка в виде некоторого набора информационных пространств, составляющих суть этого поля, и определения количественного состава информационных потоков, проходящих через эти учетные пространства: их описательных признаков и алгоритмов; взаимосвязей между собой, возникающих как результат такого движения.
Результаты. Учетная матрица дает возможность выявлять противоречия, возникающие между ее элементами. Выявленные противоречия позволяют составить ресурсный и обменный балансы с отнесением возникших отклонений на прибыль, как основной результирующей деятельности субъекта рынка. Учетный инструмент, включающий в себя управляющие алгоритмы налогового законодательства, позволит субъекту рынка с наименьшими затратами фиксировать и анализировать свою коммерческую деятельность, а налоговым органам автоматически получать в виде резидентных информационных потоков данные по всему спектру налогообложения, включая и платежи по ним.
Выводы. Автоматизированный управленческий комплекс может являться составной частью информационной системы, находящейся под контролем государственных органов управления, в том числе и налоговых, который позволит обмениваться информацией о движении ресурсных и денежных потоков между всеми компаниями, составляющими рыночное пространство страны, включая информацию от таможенных органов по экспортным и импортным операциям.