СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Анализ системы внутреннего контроля ПАО «МТС»
Маслова Т.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учет», Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Питизина Е.Д. магистрант кафедры «Бухгалтерский учет», Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. Система внутреннего контроля ПАО «МТС»: недостатки и риски.
Цели. Исследование системы внутреннего контроля ПАО «МТС» и формулировка рекомендаций по ее совершенствованию.
Методология. Использованы методы системного анализа экономических явлений и процессов, а также группировки, сравнения и обобщения для разработки предложений по развитию организационных основ внутреннего финансового контроля и аудита.
Результаты исследования. Результаты исследования внутреннего контроля ПАО «МТС» могут быть применены для совершенствования системы внутреннего контроля, повышения эффективности операционной деятельности, обеспечения достоверности финансовой и управленческой отчетности, анализа соответствия деятельности компании законодательству, предоставления консультационных услуг менеджменту, мониторинга выполнения рекомендаций, анализа эффективности операционной деятельности и системы управления рисками.
Выводы. Улучшения системы внутреннего контроля повышают финансовую устойчивость и эффективность компании.
Вопросы внедрения программно-целевого метода управления государственными финансовыми ресурсами в Российской Федерации
Лукин А.Г. доктор экономических наук, профессор кафедры прикладного менеджмента, Самарский государственный экономический университет (СГЭУ), Самара, Российская Федерация
Предмет. Процессы внедрения программно-целевого метода управления средствами федерального бюджета в России.
Цели. Обоснование необходимости более широкого применения инструментов проектного менеджмента, а также изменения структуры управления бюджетами бюджетной системы.
Методология. Использовались универсальные методы научного познания: анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, а также методы индукции и моделирования.
Результаты. Предложен вариант адаптации матрицы разделения административных задач управления к сектору государственного финансового управления. Обосновано, что в условиях действующей в РФ структуры государственного финансового управления эффективное действие программно-целевого метода значительно затруднено. Разработан вариант временной адаптивной структуры государственного финансового управления на период реализации приоритетных национальных проектов до окончания современного этапа бюджетной реформы.
Выводы. Подходы к адаптации инструментов проектного менеджмента
к использованию их в секторе государственного управления позволят повысить эффективность планирования и использования государственных финансовых ресурсов и откроют новые направления для научных исследований.
Федеральный бюджет и бюджетно-налоговая политика России: оценка возможностей для достижения целей национального развития
Гришина О.А. доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедры финансов и цен, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова), Москва, Российская Федерация
Чалова А.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова), Москва, Российская Федерация
Ахмадеев Р.Г. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и цен, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова), Москва, Российская Федерация
Предмет. Ресурсные возможности и приоритеты федерального бюджета как ключевого инструмента реализации концептуально новой государственной бюджетно-налоговой политики для достижения целей национального развития российской экономики.
Цели. Дать критическую оценку соответствия ключевых параметров федерального бюджета и реализуемых через него мер бюджетно-налоговой политики национальным целям развития России, способствующим выходу российской экономики на траекторию устойчивого роста на период до 2024 г.
Методология. Использованы логические методы и приемы.
Результаты. Выявлены положительные изменения в части смещения приоритетов бюджетной политики России в сторону финансово-налогового стимулирования стратегически важных направлений. Однако несмотря на достигнутые положительные темпы роста российской экономики в 2021 г., государство вновь осуществляет возврат к умеренно-жесткой бюджетно-налоговой политике на федеральном уровне. Смена парадигмы бюджетной политики, произошедшая в период мировой пандемии коронавируса, должна получить развитие в последующие бюджетные циклы.
Выводы. Воздействие разнонаправленных факторов на бюджетно-налоговую политику России в среднесрочном периоде усиливает неопределенность условий ее реализации. Однако потенциал ресурсных возможностей федерального бюджета для продолжения стимулирующей бюджетной политики в течение 2022–2024 гг. вполне достаточен и может быть реализован за счет сокращения его профицита посредством смягчения действующих в «бюджетном правиле» ограничений для бюджетных расходов.