СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Экономическая безопасность предприятий: анализ и классификация угроз
Александра Васильевна ГЛУЩЕНКО доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции (ГНУ НИИММП), Волгоград, Российская Федерация
Екатерина Петровна КУЧЕРОВА кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры философии, Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Российская Федерация
Яна Алексеевна ЛОТИКОВА курсант факультета подготовки следователей, Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Российская Федерация
Предмет. Анализ и классификация угроз экономической безопасности предприятий, выявление ключевых факторов, влияющих на их устойчивость и развитие в современных условиях.
Цели. Основной целью исследования является систематизация и уточнение оснований для классификации рисков, связанных с обеспечением экономической безопасности.
Методология. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа, сравнительного исследования, а также практического обобщения имеющихся данных об угрозах, влияющих на экономическую безопасность предприятий.
Результаты. Дополнены имеющиеся основания для классификации рисков экономической безопасности следующими признаками: по степени цифровизации, по влиянию глобальных процессов и по уровню инновационности. Дополненная классификация рисков экономической безопасности позволит систематизировать и структурировать угрозы, с которыми сталкиваются экономические субъекты, что в свою очередь облегчит процесс их идентификации, оценки и позволит повысить уровень экономической безопасности.
Область применения результатов. Полученные результаты могут быть использованы в практике управления рисками на предприятиях различных секторов экономики, а также в образовательных учреждениях для формирования программ по подготовке специалистов в области экономической безопасности.
Выводы. Статья подчеркивает необходимость пересмотра подходов к классификации рисков экономической безопасности в современных условиях, акцентируя внимание на их динамичности и разнообразии. Предложенная классификация позволяет детально анализировать угрозы, что способствует разработке эффективных мер по обеспечению экономической безопасности и повышению устойчивости предприятий.
Действительное налоговое обязательство: сущность понятия, правовое обоснование и особенности расчета
Элина Юрьевна КАВЕРИНА. кандидат экономических наук, доцент, МИРЭА — Российский технологический университет (РТУ МИРЭА), Москва, Российская Федерация
Предмет. Исследование сущности понятия «действительное налоговое обязательство».
Цели. Привести правовое обоснование понятия «действительное налоговое обязательство». Объяснить взаимосвязь таких понятий, как «налоговая обязанность», «налоговое обязательство» и «действительное налоговое обязательство». Определить особенности расчета размера действительного налогового обязательства.
Методология. Применены общенаучные и специальные методы: анализ, синтез, обобщение, аналогия, системный анализ и др.
Результаты. Рассмотрены и обобщены различные точки зрения по определению сущности понятия «налоговое обязательство». Установлена взаимосвязь понятий «налоговая обязанность», «налоговое обязательство»
и «действительное налоговое обязательство». Дано правовое обоснование понятию «действительное налоговое обязательство». Выделены особенности расчета размера действительного налогового обязательства.
Выводы. Российская налоговая система сформирована через концепцию «налоговой обязанности», поэтому понятие «налоговое обязательство»
в законодательстве о налогах и сборах не закреплено. Но его сущность может быть раскрыта через законодательство о бухгалтерском учете. Связь двух понятий очевидна: налоговая обязанность предполагает уплату налогов в размере налогового обязательства. При проведении налоговых проверок и выявлении неправильного расчета размера налогового обязательства, налоговые органы обязаны рассчитывать действительное налоговое обязательство исходя из реальной финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. Главным условием расчета является то, что оно не должно приводить к более обременительному налогообложению. Но в отдельных случаях может быть рассчитано налоговое обязательство, бо́льшее по размеру, чем действительное.
Комплексная оценка совокупной бюджетной устойчивости высокодотационных бюджетов субнационального уровня
Магомед Русланович ТАШТАМИРОВ. кандидат экономических наук, заведующий кафедрой финансов, кредита и антимонопольного регулирования института экономики и финансов, Чеченский государственный университет им. А.А. Кадырова (ЧГУ им. А.А. Кадырова), Грозный, Российская Федерация
Предмет. Оценка уровня совокупной бюджетной устойчивости высокодотационных бюджетов субнационального уровня России.
Цели. Апробация авторской методики оценки уровня совокупной бюджетной устойчивости высокодотационных бюджетов субнационального уровня России. Определение названного уровня. Выявление особенностей бюджетной устойчивости высокодотационных бюджетов в процессе функционирования механизма межбюджетного регулирования и выравнивания бюджетной обеспеченности.
Методология. Использованы методы рядов динамики, коэффициентный анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, метод группировки и метод логического обобщения. Анализ проведен на выборке из шести субъектов, имеющих уровень дотационности свыше 40%. Информационной базой исследования послужили статистические данные за период 2018—2021 гг. Федерального казначейства РФ, Министерства финансов РФ и Федеральной службы государственной статистики.
Результаты. Составлен рейтинг стабильности высокодотационных бюджетов субъектов России. Наименьший уровень бюджетной устойчивости обнаружен в Республике Ингушетия, более устойчивым за 2021 г. стал Камчатский край. Выявлена планомерная вертикализация и централизация системы межбюджетного регулирования в отношении высокодотационных регионов, выражающаяся в росте целевых форм трансфертной поддержки и сокращении дотационности.
Выводы. Указанные проблемы региональных бюджетов могут быть использованы органами исполнительной власти. Данная методика применима при определении объемов межбюджетных трансфертов, что позволит повысить уровень подушевого бюджетирования депрессивных субъектов.