Опубликован номер 4 журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2025 год

29.04.2025

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Методы экономико-криминалистического анализа как инструменты обеспечения экономической безопасности

Юлия Валерьевна ЖИЛЬЦОВА ответственный автор, кандидат экономических наук, доцент кафедры судебной экспертизы, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Анастасия Павловна ЗЫКОВА студентка юридического факультета, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В настоящее время вопрос обеспечения национальной безопасности является приоритетным и стоит особенно остро. В свою очередь экономическая безопасность является значимой составляющей системы национальной безопасности. Экономическая преступность негативно влияет на состояние безопасности объекта управления всех уровней. Важнейшая задача экономико-криминалистического анализа – выявить признаки противоправной деятельности в сфере экономики.
Цели. Изучение современных методов и инструментов экономико-криминалистического анализа. В задачи исследования входило изучение статистики экономических преступлений, систематизация существующих научно-прикладных методов, а также установление проблематики экономико-криминалистического анализа как одного из способов изучения экономической информации.
Методология. В процессе исследования были применены методы: анализ, дедукция, систематизация и прогнозирование.
Результаты. Проанализирована динамика экономической преступности
за три периода. Изучено состояние методологической базы экономико-криминалистического анализа на основе мнений и суждений ведущих ученых. Представлено авторское определение экономико-криминалистического анализа. Выявлена проблема отсутствия общепринятых дефиниций и унифицированных методик проведения экономико-криминалистического анализа в рамках экспертного исследования, а также отсутствие стратегии развития данного научно-практического направления.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в высшей школе, для дальнейших научных и практических изысканий в сфере экономико-криминалистического анализа, а также судебной экономической экспертизы в целом.
Выводы. Экономические преступления всегда отличались сложностью схем и высоким уровнем латентности. Специальные методы экономико-криминалистического анализа должны способствовать эффективному раскрытию экономических преступлений и укреплению экономической безопасности России, вследствие чего проблемные вопросы, связанные с теорией и методологией, а также развитием прикладных инструментов экономико-криминалистического анализа, требуют повышенного внимания и скорейшего разрешения в новейших условиях цифровизации и достижения планов национального десятилетия науки и технологий (2022–2031 гг.).


Налоговое регулирование экономики впечатлений как инструмент локализации последствий COVID-19 (зарубежная и российская практика)

Елена Юрьевна СИДОРОВА. ответственный автор, доктор экономических наук, профессор, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве РФ,
Москва, Российская Федерация

Ольга Тарасовна ШИПКОВА. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики, Институт экономики и управления промышленными предприятиями им. В.А. Роменца, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва, Российская Федерация

Предмет. Механизм налогового регулирования экономики впечатлений в условиях пандемии коронавируса и постпандемийный период.
Цели. Анализ практик налогового регулирования экономики впечатлений в условиях пандемии и постпандемийного периода, выявление особенностей налогового регулирования экономики впечатлений в зарубежных странах и Российской Федерации.
Методология. Использованы общенаучные и специальные методы научного познания, включая ретроспективный и системный анализ, методы сравнения и обобщения, нормативно-правового и сравнительно-статистического анализа.
Результаты. Проанализирован потенциал сектора экономики впечатлений и его трансформация в постпандемийный период с учетом цифровых технологических тенденций. Подчеркнута неоднородность воздействия пандемийных ограничений на отдельные сегменты и целесообразность дифференцированного подхода государственных мер поддержки в постпандемийный период с акцентом на специфику налогового регулирования. Рассмотрена зарубежная практика по данному вопросу, выявлены ее особенности в Российской Федерации.
Выводы. Для восстановления и развития потенциала экономики впечатлений необходимо принятие государством комплексных и специальных мер. Их целесообразно пролонгировать на постпандемийный период, применять дифференцированный подход и системности на уровне регионов.


Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста

Сергей Валентинович БОГАЧЕВ. доктор экономических наук, профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Предмет. Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста.
Цели. Выявить особенности территориального налогового стимулирования экономического роста и разработать предложения по их использованию.
Результаты. Выявлены особенности территориального налогового стимулирования экономического роста. Льготы предоставляются по собственным источникам бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований – имущественным налогам и по налогу на прибыль; стимулирование осуществляется на преференционных территориях; льготы предоставляются индустриальным паркам, технопаркам и при реализации региональных инвестиционных проектов (РИП), специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Разработаны рекомендации по использованию особенностей: дифференцированный подход к мерам налогового стимулирования; оценка возможности увеличения количества бездотационных и низкодотационных бюджетов; совершенствование администрирования и контроля для обеспечения точной оценки налоговых расходов бюджета при принятии решений о применении мер налогового стимулирования.
Выводы. Рекомендации адресованы: органам региональной власти и местного самоуправления для использования при рассмотрении и утверждении проектов резидентов преференционных территорий, субъектов хозяйствования, РИП и СПИК; специалистам, которые разрабатывают и совершенствуют инструменты налогового стимулирования экономического роста.


Консультации экспертов