Опубликован 3 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год

15.02.2017

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Совершенствование правил оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. В настоящей работе проанализированы новые правила оценки нематериальных активов в учете коммерческих и некоммерческих организаций, предусмотренные одноименным проектом федерального стандарта бухгалтерского учета негосударственного сектора, выявлены проблемные вопросы и предложены пути их решения.
Цель. Целью статьи является исследование возможностей совершенствования правил оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций.
Методология. В настоящей работе использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, системный подход, логический подход.
Результаты. В статье проанализировано терминологическое пространство в области оценки нематериальных активов в учете коммерческих и некоммерческих организаций, формируемое проектом нового федерального стандарта и ПБУ 14/2007. Автором исследованы и сопоставлены правила первоначальной оценки указанных активов, предусмотренные данными документами. В настоящей работе проанализированы и сопоставлены регламентации в отношении последующей оценки нематериальных активов, установленные названными документами. Автором выявлены основные проблемные вопросы в области оценки нематериальных активов в учете коммерческих и некоммерческих организаций и обоснованы предложения по их решению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование правил оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций и повышение в результате достоверности информации в финансовой отчетности таких организаций.


Порядок отражения операций по внесению денежных средств с использованием расчетных (дебетовых) карт

Киреева А.А. эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва Российская Федерация
Миллиард М.Ю. рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

В статье на практическом примере рассматривается правомерность использования казенным учреждением счета 20123 для отражения денежных средств, в то время, когда они находятся на лицевом счете в банке, и при формировании формы отчетности по форме 0503127.


Учет расходов, возникших у предприятия в связи с прекращением права хозяйственного ведения

Ерин П.В. эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Родюшкин С.П. рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер, Москва, Российская Федерация

В статье эксперты компании Гарант на практическом примере рассматривают сложные вопросы, а именно: вправе ли собственник имущества унитарного предприятия изымать без согласия предприятия имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения; возникает ли в данном случае налогооблагаемая база по НДС; можно ли учесть при налогообложении прибыли расходы, возникшие у предприятия в связи с прекращением права хозяйственного ведения?


Оптимизация бюджетных расходов и финансовое обеспечение государственных и муниципальных услуг

Васюнина М.Л. кандидат экономических наук, заместитель декана факультета государственного управления и финансового контроля, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерации

Предмет. В статье исследуются особенности финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений в условиях жестких бюджетных ограничений. Проводится оценка итогов реструктуризации бюджетного сектора и сокращения численности занятых в нем специалистов, влияния сложившихся тенденций на динамику бюджетных расходов.
Цели. Определение перспективных направлений оптимизации бюджетных расходов на оказание государственных и муниципальных услуг с учетом рисков снижения их качества и доступности.
Методология. Изучение динамики бюджетных расходов, структурных сдвигов государственных и муниципальных учреждений, показателей финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг осуществляется с применением методов экономико-статистического анализа.
Результаты. Доказано, что резервы по сокращению расходов на оказание государственных и муниципальных услуг за счет реструктуризации бюджетного сектора во многом исчерпаны. Сформулированы противоречия, характерные для процесса оптимизации бюджетных расходов на основе оптимизации сектора государственных и муниципальных учреждений. Перспективные направления экономии бюджетных средств определены с учетом итогов ревизии расходных обязательств, проведенной в ходе формирования ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ оптимизации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Выводы. Сделан вывод, что оптимизация бюджетных расходов в части государственных и муниципальных услуг возможна за счет упорядочения состава и видов государственных и муниципальных услуг, введения единых нормативов возмещения затрат на оказание услуг в соответствии с государственным и муниципальным заданием, корректировки механизма субсидирования услуг, повышения качества управления дебиторской задолженностью органов государственной власти и органов местного самоуправления.


Критическая оценка отдельных аспектов внедрения электронного документооборота в России

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

В статье дана положительная оценка тренду по широкому внедрению в нашей стране электронного документооборота между экономическими субъектами и различными государственными органами. Вместе с тем обоснована необходимость не лишать полностью предприятия (организации) права представлять отчетную информацию на бумажном носителе. Последние должны иметь его в случаях, когда по объективным причинам не могут предоставить отчетную информацию в электронном виде. В этих случаях экономические субъекты обязаны компенсировать ее получателям расходы по переносу последней на электронные носители и освобождаться от уплаты установленных сумм штрафов за непредставление отчетной информации в готовом виде (то есть в электронном).


Совершенствование нормативно-правового регулирования прав государственного учреждения на интеллектуальную собственность

Богачева О.В. кандидат экономических наук, руководитель Центра бюджетной политики, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Российская Федерация
Смородинов О.В. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Российская Федерация
Власихин С.А. младший научный сотрудник, Научно-исследовательский финансовый институт Минфина России, Москва, Российская Федерация

Предмет. Несмотря на введение в действие части IV Гражданского кодекса РФ, закрепление прав на результаты интеллектуальной деятельности за государственными организациями-исполнителями не носит всеобщего характера, в результате чего бюджетные и автономные образовательные и научные учреждения по-прежнему не заинтересованы в повышении эффективности НИОКР и трансфера сделанных изобретений в промышленность.
Цели. Подготовка предложений по совершенствованию российского законодательства в части исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, созданные государственными учреждениями за бюджетные средства.
Методология. На основе анализа текущей ситуации по использованию результатов интеллектуальной деятельности, создаваемых в государственных учреждениях, и состояния законодательной базы в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности, были разработаны предложения по внесению изменений в российское законодательство.
Результаты. Предложены изменения в действующую редакцию части IV Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», а также нормативных правовых актов, регламентирующих порядок формирования государственного задания для государственных учреждений.
Выводы. Рекомендуемые изменения в законодательстве обеспечивают презюмирование исключительных прав за бюджетным и автономным научным учреждением на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, созданные за бюджетные средства, и урегулирование вопроса распоряжения правами на охраняемые результаты от имени публично-правового образования. Предлагаемый для введения в Гражданский кодекс РФ новый бюджетный инструмент – соглашение о выполнении государственного задания – будет содержать положения, определяющие права сторон на интеллектуальную собственность, созданную в процессе выполнения государственного задания на НИОКР.