Опубликован 20 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год

29.10.2018

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Организация делопроизводства в бухгалтерской службе: терминологическая оценка и содержание

Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация

Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» – составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – заслуживает особого внимания необходимое умение главного бухгалтера, связанное с организацией делопроизводства в бухгалтерской службе.
Особенности терминологии в данной сфере, а также тождественность отдельных ключевых понятий приводят к некорректным формулировкам и научно-теоретическим разночтениям.
Цели. Оценка терминологии в сфере делопроизводства с научно-теоретической и практической точек зрения. Формирование выводов и рекомендаций, направленных на оптимизацию состава и содержания необходимых умений главного бухгалтера экономического субъекта и основополагающих учетных понятий.
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области профессионального законодательства и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза.
Результаты. Представленные теоретические основы делопроизводства в бухгалтерской службе, а также терминологическая оценка ряда ключевых понятий позволили автору выявить определенные тенденции в этом вопросе и предложить более корректные формулировки. Определены практические аспекты реализации требований профессионального стандарта с применением утвержденных правил и нормативов. Сформирован ряд рекомендаций научно-теоретического характера, ориентированных на совершенствование положений профессионального стандарта «Бухгалтер».
Выводы. Выявлено, что организация бухгалтерского учета включает в себя учетную политику, элементами которой являются документооборот и организация бухгалтерской службы экономического субъекта. При этом в данной системе не принято определять место и роль делопроизводства. Анализ терминологических особенностей и содержания ключевых понятий позволил автору указать на тождественность «организации документооборота» и «делопроизводства» по своему функциональному наполнению. Организация бухгалтерского дела – компетенция главного бухгалтера экономического субъекта, которая могла бы найти достойное место в составе необходимых умений в рамках реализации трудовой функции по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности в профессиональном стандарте «Бухгалтер», позволив тем самым избежать повторов и некорректных формулировок по вопросам документооборота и делопроизводства.
Сделанные автором замечания и рекомендации позволят актуализировать теорию бухгалтерского учета в части терминологического и понятийного аппарата, а также оптимизировать структуру и содержание ряда компетенций главного бухгалтера в профессиональном стандарте «Бухгалтер».


Реформирование системы бухгалтерского учета в государственном секторе

Пащенко Т.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Саначева А.А. студентка магистратуры направления «Экономика», профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация

Предмет. Нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе, направление изменения правил формирования показателей отчетности, необходимость изменения подхода к отражению данных в отчетности организаций государственного сектора в соответствии с международными правилами.
Цели. Определить, как изменится регулирование системы бухгалтерского учета организаций государственного сектора после вступления в силу новых федеральных стандартов и выделить, какие изменения наиболее актуальны для государственных производственных предприятий.
Методология. Исследование основано на общенаучных методах познания: сравнение, анализ и синтез.
Выводы. Изложены предпосылки и перспективы развития нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в государственном секторе. Проанализированы принятые нормативные акты. Особое внимание уделено новым понятиям, вводимым в нормативно-правовое поле бухгалтерского учета бюджетных организаций. Приведена авторская оценка влияния федеральных стандартов для государственного сектора на порядок ведения бухгалтерского учета. Определены первоочередные проблемы, с которыми столкнулись бухгалтеры бюджетных организаций уже с 1 января 2018 г. В итоге определены аспекты учета бюджетных организаций, для которых уже давно назрела необходимость нормативного регулирования, но до сих пор отсутствуют даже проекты стандартов. Предложен подход к формированию стандартов экономического субъекта для бюджетных организаций.
Область применения. Результаты исследования могут применяться при разработке отраслевых стандартов государственного сектора и стандартов экономического субъекта бюджетных организаций. Теоретический подход может быть полезен методологам в области бухгалтерского учета, магистрантам и аспирантам.


Система государственных закупок: понятие, влияние на экономику

Шешукова Т.Г. доктор экономических наук, профессор кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет (ПГНИУ), Пермь, Российская Федерация

Предмет. Государственные закупки являются элементом рынка. С помощью их происходит распределение финансов в разные направления экономики, усиление ее эффективности. Необходим системный подход к формированию и размещению государственных закупок. Следует отметить, что в Российской Федерации в расходах государственного бюджета повышается доля средств, которые осваиваются посредством закупок. Этим объясняется актуальность проведенного исследования. В данной статье рассматривается понятие государственных закупок, функций и позиции влияния на национальную экономику.
Цели. Исследование сущности государственных закупок, системы их функций, влияния на эффективность экономики.
Методология. В процессе исследования использовались сравнительный и статистический анализ, индукция и дедукция.
Результаты. Дано содержание понятия «государственные закупки». Определены направления влияния государственных закупок на национальную экономику.
Выводы. Государственные закупки являются системообразующим элементом рыночного механизма, активно влияют на экономику в аспекте защиты внутреннего рынка, поддержки малых предприятий, стимулирования спроса на современную продукцию. Уточнение сущности государственных закупок, функций улучшают содержание этого понятия, что способствует приращению научного знания.


Организационно-плановая документация бухгалтерской экспертизы

Звягин С.А. доктор экономических наук, доцент, начальник кафедры гражданско-правовых и экономических дисциплин, Воронежский институт МВД России, Воронеж, Российская Федерация
Мальцев Е.П. преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки, Воронежский институт МВД России, Воронеж, Российская Федерация

Предмет. В современном российском обществе на новый уровень вышла организация противодействия коррупционным проявлениям, фактам хищения и присвоения бюджетных средств и другим противоправным действиям экономического характера. Важным инструментом доказывания таких неправомерных действий являются материалы бухгалтерской экспертизы, назначаемой уполномоченными органами по экономическим преступлениям. Рассматриваются теоретические и методические проблемы развития организационной стадии бухгалтерской экспертизы, особенности ее организации и планирования.
Цели. Рассмотреть возможность выделения новой категории – «документация бухгалтерской экспертизы» с разработкой ее основных элементов.
Методология. На основе системного и логического подходов, общенаучных методов познания разработан категориальный аппарат для реализации задач организации и планирования бухгалтерской экспертизы.
Результаты. Обоснована необходимость формирования единого научного подхода к организационно-плановому процессу бухгалтерской экспертизы. Разработана система понятийных категорий, связанных с планированием экспертных бухгалтерских работ, с предложением авторского определения документации бухгалтерской экспертизы, плана экспертной бухгалтерской деятельности, функции планирования, глубины планирования, глубины ретроспекции. Результаты исследования можно использовать при организации и планировании бухгалтерской экспертизы в деятельности экспертно-криминалистических, оперативных и следственных подразделений МВД России при выявлении, расследовании, документировании, доказывании и профилактике правонарушений в сфере экономики, решении экспертно-бухгалтерских задач, поставленных уполномоченными органами.
Выводы. Представленные цели, задачи, сущность, содержание, этапы и функции планирования бухгалтерской экспертизы, проведенный анализ степени влияния внутренних и внешних факторов на изменение величины показателей планирования позволят усилить организационный ресурс проведения бухгалтерской экспертизы, повысить качество экспертной работы и заключения эксперта-бухгалтера.