Опубликован 2 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

30.01.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Применение федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»

Маслова Т.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (ННГУ), Нижний Новгород, Российская Федерация maslova-finfak@mail.ru

Предмет/тема. Исследование посвящено применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы». Рассмотрен порядок отражения на счетах бухгалтерского учета отдельных видов доходов от безвозмездных поступлений.
Цели/задачи. Целью исследования являются рекомендации и развитие методических подходов бухгалтерского учета доходов в условиях реформирования учета в целом и применения федерального стандарта для учреждений государственного сектора «Доходы».
Методология. Использовались такие методы, как сравнение, систематизация и группировка.
Результаты. В статье, на основе требований Федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Доходы» представлена корреспонденция счетов по учету доходов бюджетного учреждения от безвозмездных поступлений. Данные требования учтены в сопоставлении с нормами других нормативно-правовых актов.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития бухгалтерского учета, могут использоваться в практической работе бухгалтерий государственных (муниципальных) учреждений в части учета доходов от безвозмездных поступлений, в учебном процессе высших учебных заведений и при совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы/значимость. Очень надеемся, что наши рекомендации, в первую очередь, облегчат работу бухгалтерам бюджетных учреждений и помогут им в применении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» в части учета доходов от безвозмездных поступлений.


Совершенствование правил формирования бухгалтерского баланса и отчета о финансовом положении коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора в системах РСБУ и МСФО

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация druzhilovskaya@yandex.ru

Тема. В данной работе исследованы возможности совершенствования правил составления российского бухгалтерского баланса и его аналога в системе МСФО – отчета о финансовом положении.
Цель. Проведение анализа отечественных и международных регламентаций по формированию вышеназванной формы финансовой отчетности коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора, выявлении наиболее важных проблемных вопросов в указанной сфере и определении путей их решения.
Методология. В данной работе применялись такие методы как метод группировки, метод аналогий, сравнение, анализ и синтез, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей статье исследованы регламентации отечественного проекта федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора «Бухгалтерская отчетность организации», а также регламентации проектов других российских учетных стандартов, имеющих отношение к формированию показателей бухгалтерского баланса. Проведен сравнительный анализ указанных регламентаций и требований существующих отечественных нормативных документов по бухгалтерскому учету, а также положений международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Определены основные проблемные вопросы в области совершенствования вышеназванной формы финансовой отчетности и даны рекомендации по их решению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами формирования финансовой отчетности, в том числе бухгалтерского баланса и отчета о финансовом положении, а также могут применяться в практической работе бухгалтерий коммерческих и некоммерческих организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при создании и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. В статье обоснованы выводы и предложения по дальнейшему реформированию правил формирования бухгалтерского баланса и отчета о финансовом положении коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.


Критическая оценка отдельных новелл, появившихся в законодательстве в области регулирования хозяйственной деятельности экономических субъектов

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация Getmanvg1941@fa.ru

В статье рассмотрены новшества, появившиеся в 2019 году в сфере государственного регулирования строительной и торговой деятельности в России. Проанализированы и критически оценены отдельные положения Федерального закона № 214-ФЗ от 30 декабря 2014 г., вступившие в силу с 01.07.2019 г. В частности, обоснована необходимость усиления ответственности банков за сохранность и рациональное использование средств дольщиков. Даны конкретные предложения, содержащие нормы, которыми целесообразно дополнить Федеральный закон № 214-ФЗ.
В статье также подвергнуты критической оценке отдельные положения другого Федерального закона (№ 487-ФЗ), вступившего в силу в 2019 году. Рекомендовано внести в указанный закон изменения принципиального характера в систему штрафных санкций за нарушения маркировки товаров, а также продажу контрафактных изделий.


Проблемы согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений в условиях развития бюджетного федерализма в России

Баклаева Н.М. старший преподаватель кафедры экономики и финансов, Филиал Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова в Пятигорске Ставропольского края, Пятигорск, Российская Федерация n.m.baklaeva@mail.ru

Предмет. В статье рассмотрены актуальные проблемы, препятствующие согласованию и реализации экономических интересов федерального центра, регионов и муниципалитетов на современном этапе развития бюджетного федерализма в России, предложены подходы к их решению.
Цели. Выявление современных проблем согласования экономических интересов субъектов межбюджетных отношений и определение путей совершенствования межбюджетных отношений на основе полноценной реализации принципов бюджетного федерализма для преодоления противоречий между экономическими интересами Федерации, регионов, муниципалитетов.
Методология. Применены комплексный и системный подходы к исследуемым процессам и явлениям, которые реализованы посредством общенаучных методов: научной абстракции, анализа и синтеза. Использование стандартных аналитических методов (сравнение, сводки и группировки) позволило провести оценку состава, структуры и динамики доходов, расходов, дефицита (профицита), долговой нагрузки территориальных бюджетов Российской Федерации.
Результаты. В ходе проведенного исследования выявлены следующие проблемы, препятствующие согласованию экономических интересов субъектов межбюджетных отношений и развитию бюджетного федерализма в России: чрезмерная централизация доходов бюджетной системы на федеральном уровне, проявляющаяся в преобладании в доходной части консолидированных бюджетов субъектов РФ федерального налогообложения, в значительных объемах межбюджетных трансфертов, не всегда распределяемых по формализованным критериям и методикам, в установлении федеральным законодательством налоговых льгот по региональным и местным налогам; увеличение расходных обязательств регионов и муниципалитетов без обеспечения необходимым объемом доходных источников для их покрытия, что привело к увеличению дефицита территориальных бюджетов и повышению объема государственного долга субъектов РФ и долга муниципальных образований; сохраняющаяся дифференциация территорий по уровню бюджетной обеспеченности.
Выводы. Сделан вывод, что в условиях развития бюджетного федерализма в России необходимо дальнейшее совершенствование системы межбюджетных отношений путем расширения налоговой компетенции регионов и муниципалитетов, устранения недостатков существующей системы распределения межбюджетных трансфертов, обеспечения региональных и муниципальных органов власти достаточными постоянными доходными источниками для выполнения их расходных обязательств. Все это позволит согласовать экономические интересы субъектов межбюджетных отношений.