Опубликован 11 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

16.06.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Современные проблемы учета доходов и расходов коммерческих и некоммерческих организаций

Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Современные проблемы учета доходов и расходов российских коммерческих и некоммерческих организаций.
Цели. Систематизация современных проблем учета доходов и расходов российских коммерческих и некоммерческих организаций и определение направлений их решения.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования современных проблем учета доходов и расходов российских коммерческих и некоммерческих организаций. Осуществлена систематизация единства и различий в структурах систем российских и международных стандартов, регламентирующих учет доходов и расходов коммерческих и некоммерческих организаций. Представлены результаты исследования научных дискуссий по вопросам учета доходов и расходов российских коммерческих и некоммерческих организаций. Выявлены, обоснованы и систематизированы современные проблемы учета доходов и расходов российских коммерческих и некоммерческих организаций. Сформулированы рекомендации по их решению.
Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. В настоящее время сформировались российские системы нормативного регулирования учета доходов и расходов коммерческих и некоммерческих организаций, включающие стандарты, имеющие аналоги в системах МСФО и МСФО ОС. По ряду аспектов учета доходов и расходов коммерческих и некоммерческих организаций системы РСБУ отличаются от МСФО и МСФО ОС. Современные проблемы учета доходов и расходов коммерческих и некоммерческих организаций можно систематизировать по направлениям: формирование понятийного аппарата в отношении учета доходов и расходов, классификация доходов и расходов по обычным и прочим видам деятельности, разграничение затрат, включаемых в себестоимость активов или в состав расходов, целесообразная степень сближения регламентаций по учету доходов и расходов в российских и международных стандартах, соотношение бухгалтерского финансового и налогового учета доходов и расходов. Решение проблемных аспектов учета доходов и расходов определяет направления дальнейшего реформирования российских бухгалтерских стандартов для коммерческих и некоммерческих организаций.


Понятие и основные факторы устойчивости бюджетной системы

Канкулова М.И. доктор экономических наук, профессор кафедры государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Предмет. Обеспечение устойчивости бюджетной системы является одной из приоритетных целей бюджетной политики и принимаемых в соответствии с нею программных документов по управлению государственными финансами на федеральном и региональном уровнях. Отсутствие в этих документах однозначного толкования содержания указанного понятия, а также строгой классификации факторов, влияющих на достижение декларируемой цели, позволяют сделать вывод об актуальности данной темы исследования.
Цели. Задачами настоящего исследования являются: уточнение содержания понятия устойчивости бюджетной системы; выявление и систематизация определяющих ее факторов; анализ фактического состояния исследуемой характеристики и проблем достижения сбалансированности и долгосрочной устойчивости; выработка рекомендаций, которые могут способствовать обеспечению сбалансированности в коротком периоде и бюджетной устойчивости на долгосрочную перспективу.
Методология. Использовались следующие методы исследования: формальной логики, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, наблюдение и др.
Результаты. Определено содержание понятия устойчивости бюджетной системы; выявлены факторы, влияющие на состояние устойчивости; сформулированы проблемы достижения сбалансированности и долгосрочной устойчивости; выработаны рекомендации, которые могут способствовать обеспечению сбалансированности в краткосрочном периоде и бюджетной устойчивости на долгосрочную перспективу.
Область применения. Сформулированные выводы и рекомендации могут быть использованы органами исполнительной власти федерального и регионального уровней при выработке основных направлений бюджетной политики.
Выводы и значимость. Бесспорно, задача обеспечения устойчивости бюджетной системы является производной от другой фундаментальной задачи: достижения структурной сбалансированности и устойчивости экономики. Одновременно с созданием необходимых условий для формирования доходной базы, максимально свободной от конъюнктурных влияний, для обеспечения долгосрочной устойчивости бюджетной системы надо решать и вопросы «структурной эффективности» расходов путем их реструктуризации в пользу вложений в физический и человеческий капитал, а также проблемы нормативного регулирования и практической реализации механизмов обеспечения эффективного использования каждого бюджетного рубля.


Оценка риска и эффективности налоговых систем российских регионов на разных уровнях бюджетной системы

Малкина М.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры экономической теории и методологии, руководитель Центра макро и микроэкономики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Балакин Р.В. младший научный сотрудник Центра макро и микроэкономики, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Налоговые поступления в РФ и ее регионах на разных уровнях бюджетной системы. В работе дана сравнительная характеристика риска и эффективности налоговых систем субъектов РФ для разных уровней бюджетной системы.
Цели. Оценить риск и эффективность налоговых поступлений на разных уровнях формирования бюджета: федеральном, региональном, местном, а также для консолидированного бюджета в целом.
Методология. В статье используется портфельный подход Г. Марковица для оценки риска налоговых систем регионов на стадиях формирования консолидированных бюджетов, а также распределения налоговых поступлений между уровнями бюджетной системы: федеральным, региональными и местными бюджетами. Проводится декомпозиция показателя риска налоговых систем для выявления вклада отдельных налогов и их взаимосвязей в увеличение или сглаживание риска на разных уровнях бюджетной системы. Для сравнительной оценки эффективности налоговых систем регионов применяется коэффициент У. Шарпа.
Результаты. В результате анализа выявлено, что наибольший риск и в то же время наибольшая доходность налоговой системы наблюдается на стадии формирования федерального бюджета; риски и доходность региональных и местных бюджетов ниже. В то же время эффективность налоговой системы, оцененная по коэффициенту У. Шарпа, на региональном уровне в среднем выше, чем на федеральном и местном уровнях.
Выводы. По мере движения от верхнего к нижнему уровню бюджетной системы уменьшается межрегиональная дифференциация показателя эффективности налоговых систем, что является результатом сглаживания межрегиональных различий при применении правил распределения налогов.