СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Проблемы учета доходов и расходов организаций государственного сектора
Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Хавронина Е.Д. магистрант, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. В статье исследованы проблемы учета доходов и расходов организаций государственного сектора.
Цели. Оценка современных регламентаций по учету доходов и расходов организаций государственного сектора.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования нормативного регулирования доходов и расходов организаций госсектора. Приведены результаты анализа регламентаций по учету доходов и расходов в системе международных стандартов для организаций общественного сектора (МСФО ОС). Сопоставлены требования к учету доходов в МСФО ОС 9 и в МСФО ОС 23. Приведены результаты сравнения российских регламентаций по учету доходов и расходов организаций госсектора и коммерческих организаций. Дана оценка современного состояния требований к учету доходов и расходов организаций государственного сектора.
Область применения. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. Важной новацией в российских регламентациях по учету доходов и расходов организаций госсектора является принятие Концептуальных основ бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора, включающих базовые положения в отношении учета доходов и расходов организаций госсектора. В целом система российских стандартов для организаций госсектора не содержит достаточных регламентаций по учету доходов и расходов таких организаций. Современные российские регламентации по учету доходов и расходов организаций государственного сектора существенно отличаются от регламентаций МСФО ОС 9 и в МСФО ОС 23. Принятие федерального стандарта по бухгалтерскому учету доходов может приблизить их учет в системе РСБУ к регламентациям МСФО ОС.
Организация, планирование, координация и контроль процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета
Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Высшей школы печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация
Предмет. В содержании одной из трудовых функций профессионального стандарта «Бухгалтер» – составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности – заслуживают особого внимания трудовые действия главного бухгалтера, связанные с организацией, планированием, координацией и контролем за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета.
Цели. Оценка указанных трудовых действий с двух точек зрения: научно-теоретической и практической. Формирование замечаний и рекомендаций, направленных на оптимизацию трудовых действий главного бухгалтера организации.
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области профессионального законодательства и бухгалтерского учета, сравнительного анализа и синтеза.
Результаты. Представленные теоретические основы организации, планирования, координации и контроля за процессом формирования информации в системе бухгалтерского учета экономического субъекта, а также аспекты их практической реализации позволили автору предложить более логичную группировку этих трудовых действий главного бухгалтера. Сформирован ряд рекомендаций практикующим специалистам по совершенствованию вопросов организации и планирования учетного процесса.
Выводы. Выявлено пересечение и объединение вопросов контроля и координации процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета по ряду признаков. Определено, что координация процесса формирования информации в системе бухгалтерского учета является на практике трудовым действием, обеспечивающим в том числе профессиональное осуществление контроля за данным процессом, то есть контроль невозможен без предшествующей координации.
Сделанные автором замечания и рекомендации позволят оптимизировать как деятельность учетного специалиста, так и перечень трудовых действий главного бухгалтера в профессиональном стандарте «Бухгалтер» с учетом особенностей практической реализации этих действий и содержанием каждого из них.
Исторические аспекты и современные тенденции развития системы бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала
Сунгатуллина Л.Б. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация
Тема. Современные конкурентные отношения порождают изменения в системах вознаграждения персонала. Это выдвигает проблемы соответствия программ вознаграждения разным аспектам финансово-экономической деятельности субъекта хозяйствования. Решение этих задач предписывает историческое исследование становления и развития системы бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала в России.
Цели. Раскрытие основных этапов формирования информации о вознаграждении персонала в учетной системе на основе выделения ключевых положений, выдвигаемых бухгалтерами в различные периоды развития отечественной экономической системы. Определение современных тенденций изменения бухгалтерского учета и контроля затрат труда и его вознаграждения с учетом исторического опыта, актуальных методов управления трудом и бизнес-задач хозяйствующих субъектов.
Методология. Исследование проведено на основе работ специалистов в области истории, теории и практики бухгалтерского учета и контроля затрат труда и его вознаграждения. Использованы общенаучные методы познания, такие как анализ и синтез, сравнительный анализ, системный комплексный подход к изучению предмета исследования.
Результаты. Обобщен исторический опыт становления учетной мысли применительно к затратам труда и его вознаграждению. Выявлены проблемы учетно-контрольной системы в сфере труда, его мотивации и вознаграждения. Обоснованы подходы к дальнейшему развитию теоретических основ учета и контроля вознаграждения персонала коммерческих организаций. Рекомендовано формирование целостного представления о вознаграждении персонала в контуре учетно-контрольной системы с опорой на ключевые принципы, обеспечивающие устойчивый характер ценностей организации.
Область применения. Результаты исследования могут быть использованы при теоретическом обосновании и методическом развитии системы бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала.
Выводы. На основе сравнительного анализа трудов ученых и практиков и определении современных тенденций в области мотивации деятельности работников сделан вывод, что дальнейшее совершенствование бухгалтерского учета и контроля вознаграждения персонала должно быть ориентировано на формирование комплексной информации о совокупном (общем) вознаграждении работников, отражающей как финансовые, так и нефинансовые формы вознаграждения. Информация, генерируемая учетной системой о затратах труда и его вознаграждении, должна отвечать запросам всех заинтересованных сторон (менеджмент организации, персонал, акционеры, инвесторы, кредиторы и др.) и служить основой для составления управленческой, финансовой и нефинансовой (социальной) отчетности компании.
Бюджетное маневрирование как инструмент бюджетной политики России
Волков И.И. кандидат экономических наук, ведущий специалист научной школы «Финансы»,
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация
Предмет. В качестве инструмента бюджетной политики оценивается бюджетное маневрирование, то есть комбинирование различных способов сокращения государственных расходов.
Цели. Разработка методологических положений и практических рекомендаций для менее болезненного сокращения государственных расходов с точки зрения динамики ВВП России путем использования его различных способов.
Методология. Методологической основной работы являются формальная и диалектическая логика, использованные для выявления основных способов бюджетного маневрирования, дедукция и индукция, примененные при обосновании выявленных способов, математическая логика, задействованная в ходе анализа их воздействия на ВВП России. Предлагаются три способа бюджетного маневрирования – пропорциональный (т.е. секвестр расходов), точечный (урезание и/или закрытие государственных экономических программ), налоговый (воздействие на расходную базу при перераспределении налогового бремени). Аргументируется, что пропорциональный способ сокращения государственных расходов предопределяет непосредственное воздействие на совокупный спрос, точечный – на инвестиционный канал формирования ВВП, налоговый – на фискальные аспекты. Для пропорционального способа анализируется зависимость между изменением ВВП и изменением величины трат по основным направлениям расходования консолидированного бюджета, предлагаются наиболее и наименее приоритетные направления снижения расходов. Для точечного способа исследуется взаимосвязь между изменением ВВП и изменением расходов федерального бюджета по основным направлениям государственных программ, утверждается, что чем дальше во времени отложен положительный эффект от реализации соответствующей государственной программы, тем более обоснованным будет ее урезание. При анализе налогового способа определено, что перераспределение налогового бремени должно проводиться от налогов, более чувствительных к изменению ВВП, к налогам, менее чувствительным к изменению ВВП.
Выводы. Применение бюджетного маневрирования в России может позволить провести сокращение государственных расходов с меньшим негативным влиянием на деловую активность.
Область применения. Результаты работы могут быть использованы при формировании бюджетной политики Российской Федерации соответствующими органами макроэкономического регулирования, а также для дальнейшего изучения рассматриваемого вопроса в научной среде.