Опубликован 21 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год

15.11.2018

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Развитие процесса разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета в России

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. В статье проведено исследование развития процесса создания отечественных федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов.
Цели. Выявление основных направлений и проблем развития процесса разработки указанных стандартов.
Методология. Автором использовались такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод группировки, метод аналогий, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе исследовано и сопоставлено развитие процесса создания российских федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного и негосударственного секторов. Также автором проведен сравнительный анализ формируемой системы отечественных федеральных бухгалтерских стандартов для указанных секторов с существующей системой международных стандартов финансовой отчетности общественного и необщественного секторов (МСФО ОС и МСФО). На основе проведенных исследований в статье обоснованы предложения по дальнейшему развитию процесса разработки российских федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного и негосударственного секторов.
Область применения. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами реформирования бухгалтерского учета, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. В статье обоснованы выводы о необходимости дальнейшего совершенствования системы федеральных стандартов бухгалтерского учета организаций государственного и негосударственного секторов.


События после отчетной даты в бухгалтерской (финансовой) отчетности автономных учреждений

Варпаева И.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Треушников Р.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, Институт экономики и предпринимательства Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

До вступления в силу соответствующего федерального стандарта порядок признания событий после отчетной даты, отражения их в учете и раскрытия информации об этих событиях в отчетности утверждается локальным учетным регламентом учреждения. В статье рассмотрены требования действующих законодательных и нормативных актов по учету событий после отчетной даты, а также нормы планируемого к вводу в 2019 г. учетного стандарта для государственного сектора «События после отчетной даты» и методических указаний Минфина России по применению его положений. Рассмотренные аспекты являются основой для разработки соответствующих элементов учетной политики автономных учреждений.


К вопросу об оценке эффективности налогового контроля

Тихонова А.В. кандидат экономических наук, ассистент департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, ассистент кафедры статистики и эконометрики, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация
Дзюба Д.В. ассистент кафедры статистики и эконометрики, Российский государственный аграрный университет – МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация

Предмет. В условиях кризиса особую актуальность приобретает поиск резервных источников государственных доходов, которые могут быть выявлены в результате проведения мероприятий налогового контроля, что определяет необходимость совершенствования подходов к оценке его эффективности.
Цели. Усовершенствовать систему показателей и методологию анализа оценки и анализа эффективности налогового контроля.
Методология. С помощью сравнительных методов рассмотрены научные подходы к проведению оценки эффективности налогового контроля.
Результаты. Определены предпосылки совершенствования оценки эффективности налогового контроля. Рассмотрены применяемые в настоящее время коэффициенты его эффективности. Проведенный анализ позволил дать методические рекомендации по применению показателей оценки эффективности налогового контроля (коэффициент результативности проверок, количество проверок на одного специалиста, коэффициент взыскиваемости). Уделено внимание показателям интенсивности проведения налоговых проверок, а также обоснованию субъекта, проводящего оценку эффективности налогового контроля. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению эффективности налогового контроля, определении приоритетных направлений развития налоговой системы Российской Федерации.
Выводы. Совершенствование анализа эффективности налогового контроля является одним из инструментов повышения собираемости налогов и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.


Налоги на выбросы в атмосферный воздух: зарубежный опыт

Троянская М.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация
Тюрина Ю.Г. доктор экономических наук, доцент, заведующая кафедрой государственного и муниципального управления, Оренбургский государственный университет, Оренбург, Российская Федерация

Предмет. Мировая практика экономических инструментов стимулирования природоохранной деятельности, в частности налоги на выбросы в атмосферный воздух, которые продолжают играть одну из главных ролей, что продиктовано веянием времени и экологической обстановкой в мире.
Цели. Изучение зарубежного опыта налогообложения выбросов в атмосферный воздух.
Методология. В процессе исследования использованы общенаучные методы анализа и сопоставления.
Результаты. В подавляющем большинстве стран введены налоги (платежи) на вредные выбросы в атмосферный воздух. Представлен обзор экономических инструментов государственного регулирования вредного воздействия на атмосферный воздух, которые признаны наиболее действенными мерами и применяются на практике в большинстве государств. Рассмотрены и сгруппированы виды платы (налогов) за выбросы в атмосферный воздух, применяемые в зарубежной практике, а также представлен механизм их уплаты.
Выводы. Экологические налоги на вредные выбросы в атмосферу играют важную роль в экологической политике большинства зарубежных стран. Мировой опыт свидетельствует о достаточно широком перечне экологических налогов, наиболее распространенными являются: углеродные налоги, транспортные налоги, налоги на использование топлива и др. Также используются инструменты, которые стимулируют плательщика к бережному отношению к окружающей среде. Механизм воздействия на налогоплательщиков различается между странами, начиная от налоговых ставок, заканчивая налоговым периодом и порядком уплаты налога. Выбор того или иного инструмента – исключительная прерогатива государства, главное, чтобы они обеспечивали принятые государством международные обязательства по сокращению вредного воздействия на атмосферу и послужили ингибиторами негативных процессов в окружающей среде.