Опубликован 5 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год

15.03.2019

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Представление бухгалтерской отчетности за 2019 г.

Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Высшая школа печати и медиаиндустрии Московского политехнического университета, Москва, Российская Федерация

Предмет. Экономические субъекты на основе информации, формируемой в бухгалтерском учете, составляют бухгалтерскую отчетность, которая является открытой для заинтересованных пользователей. Законодательством предусмотрен порядок представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности. Обязательные экземпляры бухгалтерской отчетности вместе с аудиторским заключением составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к данному ресурсу.
Цели. Оценка последних законодательных изменений, касающихся порядка представления организациями обязательного экземпляра годовой бухгалтерской отчетности, а также вопросов формирования и ведения Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности (ГИРБО).
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа законодательных документов в области бухгалтерского учета и налогообложения, сравнительного анализа и синтеза.
Результаты. Представлены современные и перспективные оценки изменений законодательства по вопросам формирования и представления отчетных данных.
Определены практические аспекты формирования и ведения Государственного информационного ресурса бухгалтерской отчетности. Определены функциональные обязанности Росстата и ФНС России в условиях законодательных изменений.
Выводы. Сравнение ключевых параметров представления бухгалтерской отчетности ранее и начиная с годовой отчетности за 2019 г. позволило четко обозначить основные изменения и требования, предъявляемые законодательством к этому вопросу в ближайшей перспективе. С учетом последних законодательных изменений по временным интервалам детализированы функциональные обязанности Росстата, ФНС России и ГИРБО. Представлены источники формирования данных в ГИРБО, а также информация, не включаемая в него. Уточнено содержание понятия «составленная бухгалтерская отчетность» на практике. Сделанные автором оценки и сравнения позволят оптимизировать действия отчетного характера в организации как в течение 2019 г., так и ближайших лет.


Социальная направленность бюджетных расходов как приоритетный фактор развития национальной экономики в XXI в.

Жильцова Ю.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Жильцова А.В. магистрант Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. Россия в ХХ веке около 70-ти лет занималась построением социалистического государства, опирающегося на принципы равенства и высоких социальных гарантий для гражданина. В реалиях ХХI века государство должно быть социально-ориентированным. Исключительный опыт России с множественными поправками экстраполируется в настоящее время на содержание социальной и бюджетной политики. Также при разработке стратегии развития и консолидированных бюджетов учитываются современная экономическая ситуация, совокупность вызовов, с которыми столкнулась Россия, и международные тренды, сформировшиеся в развитых экономических странах. Цели современной российской бюджетной политики направлены на повышение уровня жизни населения и преоодоление кризисных явлений. Основные функции по реализации социальной политики возложены на Правительство Российской Федерации.
Цели. Рассмотреть содержание понятия «уровень жизни», определить функции государства по реализации мероприятий социальной политики, проанализировать основные направления бюджетной политики в России.
Методология. В процессе исследования были применены общенаучные методы: индукция, дедукция, систематизация и описание.
Результаты. На основе проведенного исследования сформировано объективное представление о центральном месте социальной политики и ее финансовой составляющей для оценки экономического развития любого государства в XXI в.
Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в теоретическом и практическом аспектах для понимания и изучения тренда формирования статей бюджетных расходов в XXI в. студентами, преподавателями и научными работниками.
Выводы. Получен вывод, что без реализации масшабных социальных проектов России невозможно войти в ТОП-5 развитых экономик мира.


Повышение открытости бюджетов и общественного участия в бюджетном процессе в Российской Федерации

Федосов В.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Предмет. Статья посвящена исследованию открытости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и общественного участия в бюджетном процессе.
Цели. Анализ открытости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и общественного участия в бюджетном процессе. Задачи исследования: анализ индекса открытости бюджетов, индекса бюджетного надзора, индекса участия общественности в бюджетном процессе; исследование открытости бюджетов субъектов Российской Федерации; рассмотрение мер, принимаемых органами государственной власти, по повышению открытости бюджетов и более активному включению населения в бюджетный процесс.
Методология. Использованы методы сравнительного анализа, синтеза, формально-логический метод, метод группировки данных.
Результаты. Проведен анализ открытости федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и общественного участия в бюджетном процессе на федеральном уровне. Выявлены положительные и негативные тенденции в этих сферах отношений. Рассмотрены меры, которые предпринимают органы государственной власти, по улучшению открытости бюджетов.
Выводы. В условиях экономической нестабильности значительную роль для снижения негативных эффектов кризиса приобретает проводимая органами государственной власти бюджетная политика. Для повышения эффективности бюджетных расходов необходимо развитие гражданского общества, формирование понятных и адекватных «правил игры» в экономике. Это возможно при проведении более открытой бюджетной политики органами государственной власти, учете мнения граждан при формировании бюджетов для более полного соблюдения интересов общества, бизнеса и государства.


Необходимость совершенствования отдельных положений по расчетам, связанным со страховыми взносами

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрены отдельные ситуации, связанные с начислением страховых взносов, по которым в действующем законодательстве не до конца урегулирован порядок их взимания с экономических субъектов. Дана критическая оценка ряду разъяснений и позиции Минфина России по этим вопросам. Обоснована необходимость внесения в Налоговый кодекс РФ изменений и дополнений в положения о взимании страховых взносов с сумм расходов на медосмотр работников, а также с не принятых ФСС РФ к зачету отдельных расходов на выплату страхового обеспечения, произведенного предприятием (организацией) некоторым лицам, и др.