СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Сравнение регламентаций учета нематериальных активов некоммерческого (государственного) и коммерческого секторов экономики
Маслова Т.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет. Исследование посвящено сравнению регламентаций учета нематериальных активов некоммерческого (государственного) и коммерческого секторов экономики в условиях реформирования бухгалтерского (бюджетного) учета.
Цели. Развитие методических подходов бухгалтерского (бюджетного) учета и правильности применения нового стандарта учета для организаций бюджетной сферы в сравнении с практикой коммерческих организаций.
Методология. Использовались такие методы, как сравнение, систематизация и группировка.
Результаты. Дана сравнительная характеристика требований учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности на основе требований Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» и ПБУ 14/2007 «Нематериальные активы» для коммерческих организаций.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений и коммерческих структур, а также использоваться в учебном процессе высших учебных заведений и при совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы. Принятие Федерального стандарта бухгалтерского учета государственных финансов «Нематериальные активы» является, безусловно, положительным фактом развития системы нормативных правовых актов, регулирующих бухгалтерский (бюджетный) учет организаций бюджетной сферы.
Методические особенности производства судебно-экономической экспертизы по делам о незаконном получении кредита
Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры судебной экспертизы, ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
Ильина И.С. студентка 5 курса юридического факультета ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
Тема. В Российской Федерации в современных условиях одной из главных проблем становится обеспечение стабильного функционирования денежной системы, составной частью которой является денежно-кредитная политика. Временно свободные денежные средства должны поступать на рынок ссудных капиталов, аккумулироваться в кредитных организациях. Обладая массой положительных черт, кредитная сфера при этом является привлекательной для всевозможных нарушений, неправомерных действий по незаконному получению кредита. Преступления, связанные с незаконным получением кредита специфичны по своей сути и сложны по способам их совершения. Также зачастую невозможно установить систему преступных действий и доказать виновность совершивших их лиц без активного использования специальных экономических знаний, в частности судебной экономической экспертизы.
Задачи. Исследовать особенности методики судебно-экономической экспертизы по делам о незаконном получении кредита.
Методология. Использовались методы: сравнение, систематизация, анализ.
Результаты. Выявлено, что по делам о незаконном получении кредита целесообразным является проведение комплексной судебно-экономической экспертизы. Сформулирована частная методика производства судебной финансово-экономической экспертизы по вопросу определения достаточности залогового обеспечения, представленного в виде ценных бумаг.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике экономической экспертизы, а также в контрольно-ревизионной и аудиторской деятельности.
Выводы. Одним из преступлений в сфере кредитования является незаконное получение кредита. Рассматривая криминалистическую модель незаконного получения кредита, можно отметить, что данное преступное деяние заключается в представлении заведомо ложных сведений о хозяйственном положении или финансовом состоянии заемщика. Таким образом, эксперт-бухгалтер должен сделать вывод о наличии или отсутствии искажений в бухгалтерской отчетности и сумме, на которую эти искажения были допущены. Эксперт-экономист при производстве финансово-экономической экспертизы устанавливает причинно-следственные связи между конкретными фактами хозяйственной жизни и изменением финансового положения организации. При этом по делам о незаконном получении кредита целесообразным представляется производство комплексной судебной экономической экспертизы. Также по поставленным вопросам должны разрабатываться частные методики проведения судебной экономической экспертизы. Все это будет способствовать увеличению эффективности экспертной деятельности, а также снижению преступлений данной направленности.
Система имущественного налогообложения за рубежом
Богатырев С.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры оценки и управления собственностью, Финансовый университет при Правительстве РФ, Москва, Российская Федерация
Предмет. Зарубежные системы имущественного налогообложения, порядок начисления, администрирования и оплаты имущественных налогов в развитых зарубежных странах, измерительные и аналитические механизмы.
Цели. Изучить опыт имущественного налогообложения в развитых странах. Задачи исследования: проанализировать методологическую основу начисления и взимания имущественных налогов; выявить их основные характеристики и отличительные качества; описать соответствующий измерительный и аналитический инструментарий.
Методология. Использованы научные методы для получения новых знаний и методов решения задач в области имущественного налогообложения в России на основе зарубежного опыта. Использованы достижения теории имущественного налогообложения, данные параметров измерения имущественных налогов в развитых странах. Проведено обобщение опыта, налоговой практики, отражающее объективные закономерности развития имущественных налогов за рубежом.
Результаты. Налог на имущество генерирует значительную долю доходов органов местного самоуправления в странах с развитой экономикой. Доходы от имущественных налогов в развитых странах обеспечивают относительно большую долю в бюджете, чем в развивающихся. Проанализированы и выявлены значимые факторы имущественного налогообложения: налоговые ставки и распределение налоговых поступлений для повышения уровня обслуживания местного населения. Определена роль имущественных налогов в формировании бюджетных поступлений в развитых странах, сравнивается ситуация по сбору этих налогов и их значению для бюджета с ситуацией в развивающихся странах, к которым относится Россия. Описывается методическая и измерительная база имущественных налогов: коэффициенты измерения начисления и собираемости налогов. Представлены общие характеристики имущественного налогообложения в этих странах.
Выводы. Выявленные и изученные механизмы имущественного налогообложения в развитых странах предлагается использовать в отечественной налоговой практике для повышения доходов бюджета, социальной стабильности и благополучия российских граждан.