СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Реформирование правил оценки основных средств в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Тема. В статье исследованы современные особенности и проблемы реформирования правил оценки основных средств в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций.
Цели. Исследование возможностей совершенствования подходов к оценке основных средств коммерческих и некоммерческих организаций на современном этапе развития бухгалтерского учета.
Методология. В статье применялись такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе проанализированы и сопоставлены правила первоначальной оценки основных средств в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций, предусмотренные проектом нового федерального стандарта и действующими нормативными документами по бухгалтерскому учету. Автором исследованы требования к последующей оценке указанных активов в учете вышеназванных организаций, содержащиеся в перечисленных документах. В статье рассмотрено влияние новых регламентаций по оценке основных средств на российскую практику учета. Автором выявлены наиболее важные проблемные вопросы первоначальной и последующей оценки основных средств в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций и даны предложения по их решению.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами первоначальной и последующей оценки основных средств в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о том, что представленные предложения направлены на совершенствование правил оценки основных средств в бухгалтерском учете коммерческих и некоммерческих организаций и повышение таким образом реалистичности информации в финансовой отчетности указанных организаций.
Участие гражданского общества в реализации социальных функций государства как фактор повышения качества управления расходами бюджета
Балынин И.В. аспирант кафедры государственных и муниципальных финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская федерация
Предмет. В современных условиях в Российской Федерации проблема финансирования социальной сферы приобретает особое значение и становится одной из ключевых. Для ее решения необходимо формирование нового подхода к управлению расходами бюджетов бюджетной системы в целях стимулирования социально-экономического развития нашего государства на основе обоснованной бюджетной политики и активного участия гражданского общества в реализации социальных функций государства.
Методология. Работа опирается на общенаучные и на специальные (статистические) методы, а также на принципы системности и объективности.
Результаты. Сложившаяся тенденция сокращения расходов бюджетов на социальную сферу на фоне снижения реальных доходов населения и роста смертности свидетельствует о необходимости привлечения гражданского общества к реализации социальных функций государства. Оценка активности гражданского общества в решении социальных вопросов выявила, что в Российской Федерации создано 1 846 общественных фондов, свыше трети из которых сосредоточено в Центральном федеральном округе, что затрудняет доступ граждан к оказанию дополнительной помощи со стороны институтов гражданского общества. Функционирующие в Российской Федерации краудфандинговые платформы в основном сосредоточены на культурно-творческих проектах. Институты гражданского общества практически не вовлечены в бюджетный процесс. Полученные результаты могут быть использованы органами государственной власти и местного самоуправления для принятия решений в стимулировании развития институтов гражданского общества и разработке механизмов их привлечения к участию в реализации социальных функций государства и бюджетом процессе.
Выводы и значимость. На основе анализа полученных результатов сделаны выводы, сформированы предложения, рекомендации и мероприятия по усилению роли гражданского общества в финансовом обеспечении реализации социальных функций нашего государства, которые будут способствовать не только улучшению социально-экономической ситуации в Российской Федерации, но и повышению качества управления бюджетами бюджетной системы страны.
Резервы совершенствования правовой и нормативной базы в области оплаты труда и социальных выплат
Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор, профессор Департамента учета, анализа и аудита Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
В данной статье сделан анализ новелл, появившихся в Трудовом кодексе Российской Федерации в текущем году в отношении порядка оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и некоторых других лиц, работающих в государственных структурах, государственных или муниципальных предприятиях и в ряде иных экономических субъектов. Дана в целом положительная оценка стремлениям увязать уровень оплаты труда указанных лиц с величиной оплаты остальных работников соответствующей структуры. Вместе с тем установлено, что сделанных поправок и дополнений в рассматриваемой области в ст. 145 Трудового кодекса Российской Федерации явно недостаточно. Предложены и обоснованы недостающие среди них звенья, направленные на установление должного порядка в рассматриваемой сфере.
В статье также критически оценен ряд действующих положений, связанных с выплатой и учетом выходных пособий увольняемым работникам.
Роль данных бухгалтерского учета в управлении на предприятии: прошлое, настоящее и будущее
Лебедев К.Н. доктор экономических наук, профессор кафедры макроэкономического регулирования, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет. Предметом исследования является совершенствование бухгалтерского учета на предприятии.
Цели. Целью исследования выступает обоснование отказа от формирования в бухгалтерском учете тех сведений, которые не нужны для управления на предприятии, в том числе для определения величины налогов и составления отчетности. Для достижения этой цели были решены следующие задачи: показать отсутствие необходимости ведения отдельного учета НДС для определения величины налога, причитающегося к уплате, учета постоянных и временных разниц в связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете прибыли, а также самого существования двойного учета прибыли; показать отсутствие необходимости ведения стоимостного учета деятельности производственных подразделений предприятия; показать исторически переходящий характер практики учета, в связи с чем учет, необходимый для управления на предприятии в одну эпоху, оказывается невостребованным в другую.
Методология. В ходе исследования применялся, прежде всего, эволюционный подход, так как в статье рассматривается эволюция потребности в бухгалтерских данных для управления на предприятии за последние сто лет. Также применялся метод единства логического и исторического, поскольку теоретические выводы, полученные в работе, подтверждались историческими справками.
Результаты. В работе установлено, что предприятие, если это позволит регулирующий орган, может легко отказаться от отдельного учета НДС, учета постоянных и временных разниц, стоимостного учета деятельности производственных подразделений предприятия, и при этом управление на предприятии и сам бухгалтерский учет ничего не потеряют в информационном плане. Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования бухгалтерского учета на предприятиях, совершенствования системы государственного регулирования бухгалтерской деятельности в стране, а также в качестве основы для дальнейших исследований по оптимизации учета в соответствующем направлении.
Выводы. Практика, теория и регулирующий орган бухгалтерского учета демонстрируют несклонность учитывать изменения в среде деятельности предприятия, приводящие к изменению потребности в бухгалтерских данных со стороны менеджеров предприятия. Непосредственное влияние на потребность последних в данных о бухгалтерской себестоимости оказывает стабильность себестоимости, определяемая одновременным действием ряда факторов, проблемы с которыми возникли с началом Первой мировой войны.