СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Влияние новых правил оценки нефинансовых активов на план счетов бухгалтерского учета
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Тема. В статье проведено исследование влияния новых регламентаций по оценке нефинансовых активов, предусмотренных проектами федеральных бухгалтерских стандартов, на План счетов бухгалтерского учета.
Цели. Цель настоящей работы состоит в определении изменений, которым подвергнется российская система счетов и субсчетов при введении в действие новых правил оценки нефинансовых активов, содержащихся в разработанных на сегодняшний день проектах федеральных стандартов бухгалтерского учета.
Методология. В статье применялись такие методы как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе систематизированы нововведения в отношении оценки нефинансовых активов, предусмотренные представленными в настоящее время на общественное обсуждение проектами федеральных стандартов «Запасы», «Основные средства» и «Нематериальные активы», которые могут оказать влияние на отечественную систему счетов и субсчетов. Автором обоснованы предложения по внесению изменений в План счетов бухгалтерского учета, обусловленных новыми правилами оценки нефинансовых активов, содержащимися в проектах названных стандартов.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития правил оценки нефинансовых активов в бухгалтерском учете и их влияния на систему счетов и субсчетов, а также могут использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о необходимости внесения существенных коррективов в План счетов бухгалтерского учета под влиянием изменения правил оценки нефинансовых активов.
Отраслевые особенности организации управленческого учета материально-производственных запасов в ткацком производстве, на примере шерстяной промышленности
Романов С.А. кандидат экономических наук, ведущий технолог отдела технико-технологической экспертизы Восточного полигона, ДКСС – филиал ОАО «РЖД», Москва, Российская Федерация
Предмет. Выбор объекта исследования обосновывается тем, что именно сегодня с учетом финансово-экономической ситуации в стране, в условиях существующих экономических санкций, возникла объективная потребность в подъеме отечественного промышленного сектора с одновременным решением ряда методологических задач в части организации управленческого учета.
Цели. Цель данной статьи заключается в оказании методологической помощи бухгалтерам при подготовке внутренних стандартов с учетом отраслевой специфики, в усовершенствовании системы управленческого учета МПЗ на предприятиях суконного профиля, в оптимизации системы внутреннего документооборота.
Методология. В процессе исследования проблемы отраслевых особенностей организации управленческого учета материально-производственных запасов в ткацком производстве шерстяной промышленности использовался метод логического анализа.
Результаты. Усовершенствована система управленческого учета МПЗ на предприятиях суконного профиля, с доработкой форм первичных учетных документов, используемых в ткацком производстве.
Выводы. Сделан вывод о том, что в учетной системе ткацкого производства целесообразнее применять паспортную систему учета пряжи.
К вопросу о связи бухгалтерского и статистического видов учета
Вахрушина М.А. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Предмет. Бухгалтерский и статистический виды учета с конца 90-х гг. прошлого столетия находятся в стадии реформирования. При этом оба вида учета имеют общие целевые установки: бухгалтерская система стремится к международной сопоставимости и транспарентности формируемой отчетной информации, статистика – к международной сопоставимости и прозрачности рассчитываемых статистических показателей. В данной статье бухгалтерский и статистический виды учета рассматриваются как взаимосвязанные и обусловливающие друг друга учетные системы.
Цели. Исследование предпосылок и обоснование возможностей повышения качества первичных статистических данных, формируемых на базе бухгалтерской информации. Выработка методических и организационных рекомендаций, направленных на сближение бухгалтерской и статистической методологий.
Методология. В настоящей статье проанализированы научные публикации, посвященные проблемам взаимосвязи бухгалтерского и статистического видов учета, критически оценена действующая практика формирования бухгалтерской отчетности и сбора первичной статистической информации. В процессе исследования проблемы взаимосвязи бухгалтерского и статистического видов учета использовались методы логического и экспертного анализа.
Результаты. Отмечается общая неудовлетворенность заинтересованных пользователей в качестве информации, представляемой не только бухгалтерским учетом, но и статистикой. Повышение достоверности бухгалтерской информации может стать одним из факторов улучшения качества статистических данных. В бухгалтерском учете и статистике нарушена процедура придания строго фиксированного смысла используемым терминам и понятиям. Необходимо уточнение понятийного аппарата статистического учета, а также решение комплекса проблем, направленных на сближение бухгалтерской и статистической методологий.
Выводы. В статье сделан вывод о том, что несмотря на единые целевые установки, бухгалтерский и статистический виды учета должным образом не интегрированы, что негативно сказывается на качестве представляемой ими информации. Необходимо повышение качества бухгалтерской отчетности, сближение понятийного аппарата, бухгалтерской и статистической методологий. Реализацию названных задач следует осуществлять на государственном уровне посредством взаимодействия Федеральной службы государственной статистики с Минфином России.