СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
Учетная политика организации: изменения в нормативном регулировании
Алексеева Г.И. кандидат экономических наук, доцент департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
Предмет. Существенное влияние на формирование показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности оказывает учетная политика экономического субъекта. В рамках Программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2016–2018 гг. Приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н в Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации» были внесены изменения, которые коснулись таких аспектов, как формирование, изменение и раскрытие учетной политики организации. В представленной статье рассматриваются нововведения в требования к формированию, изменению и раскрытию учетной политики организаций.
Цели. Изучение требований нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, регулирующих вопросы формирования, изменения и раскрытия учетной политики экономического субъекта.
Методология. Применялись методы наблюдения, анализа и синтеза.
Результаты и выводы. Проанализированы положения ПБУ 1/2008, которых коснулись изменения, а именно уточнение ряда требований к формированию, изменению и раскрытию учетной политики. Сделан вывод о том, что внесенные в ПБУ 1/2008 изменения приблизили российские правила формирования учетной политики, внесения в нее изменений и ее раскрытия к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности. Однако редакция данного ПБУ не решила всех дискуссионных вопросов.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может применяться в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе в высших учебных заведениях.
Особенности учета расчетов с персоналом по оплате труда в казенном учреждении (окончание)
Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и финансов, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, Российская Федерация
Шарапова Н.А. бухгалтер второй категории, магистр экономического факультета, Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия, Нижний Новгород, Российская Федерация
Предмет и тема. Трудовые отношения между работником и работодателем определяются Трудовым кодексом РФ, в соответствии с которым заработная плата или оплата труда работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Между тем недостаточно полно рассмотрен учет расчетов с персоналом по заработной плате в казенных учреждениях, имеющий свои особенности.
Цели и задачи. Показать состояние и выявить проблемные вопросы по учету труда и его оплаты в казенном учреждении на примере сельской администрации.
Методология. В процессе исследования были применены следующие методы: сравнительный анализ, систематизация, индукция, дедукция.
Результаты. На основе проведенного исследования был представлен бюджетный учетный процесс в сельской администрации по расчетам с работниками по заработной плате, выявлены проблемные вопросы его организации.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике бюджетного учета в казенных учреждениях.
Выводы и значимость. Рассмотрено состояние учета расчетов с персоналом на примере сельской администрации, в том числе первичная документация, начисления заработной платы и удержания из нее, аналитический и синтетический учет, выявлены проблемные вопросы автоматизации учета.
Дифференциация государственной поддержки агропромышленного производства в зависимости от эффективности использования ресурсного потенциала
Яшина М.Л. доктор экономических наук, профессор кафедры экономики, организации и управления на предприятии, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина, Ульяновск, Российская Федерация
Богапова М.Р. аспирантка кафедры экономики, организации и управления на предприятии, Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина, Ульяновск, Российская Федерация
Предмет. Конкурентоспособное развитие отраслей агропромышленного производства в сельскохозяйственных организациях региона должно опираться на эффективное использование природно-экономических условий территории и агроклиматического потенциала муниципальных образований.
Цели. Дифференциация направлений и объемов государственной поддержки муниципальных образований региона в зависимости от эффективности использования ими ресурсного потенциала и разработка методологических основ определения территориально-отраслевой специализации регионального агропромышленного производства, основанной на учете природно-климатического и ресурсно-инфраструктурного разнообразия сельских территорий.
Методология. В работе применялись абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, экономико-математический методы и метод картографического моделирования.
Результаты. Выдвинута гипотеза о необходимости оптимизации размещения агропромышленного производства страны в целях повышения эффективности его развития. Для этого предложена группировка российских регионов на зоны в зависимости от наличия кормовых угодий, их оценочной продуктивности и степени благоприятности для ведения подотрасли природных условий. Целью государственного регулирования процессов размещения и специализации агропромышленного производства в регионе является создание благоприятных условий для развития предпринимательства на основе межтерриториального разделения труда, обеспечивающих поступательное развитие агропромышленного производства. В этих целях 19 районов Ульяновской области были разделены на группы в зависимости от степени эффективности использования ресурсного потенциала. Результаты корреляционно-регрессионного анализа зависимости государственной поддержки от степени использования ресурсного потенциала муниципальных образований области показали отсутствие дифференцированного подхода к распределению бюджетных средств в зависимости от качества земли как фактора сельскохозяйственного производства, степени использования плодородия земель, а также имущественного потенциала сельскохозяйственных организаций. Предложены методологические подходы определения территориально-отраслевой специализации регионального агропромышленного производства и распределения бюджетных средств среди муниципальных образований, основанные на учете природно-климатического и ресурсно-инфраструктурного разнообразия сельских территорий.
О необходимости уточнения порядка расчета страховых взносов
Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация
В статье дана критическая оценка отдельных действующих положений в области взимания с экономических субъектов страховых взносов. Проанализированы их изъяны и даны конкретные рекомендации по устранению последних. В частности, обоснована целесообразность внесения изменений и дополнений в порядок начисления страховых взносов на: стоимость передаваемых подарков по договору дарения сотрудникам компании; сумму прощенного работникам долга по ранее выданным им займам; выплаты сотрудникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, дополнительных пособий к установленному.
Рекомендовано также пересмотреть отдельные положения, связанные с предоставлением отчетности по страховым взносам.
Особенности формирования бюджетов крестьянских хозяйств в начале ХХ века (на примере Тверской губернии)
Дауэнгауэр О.В. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Предмет. На рубеже XIX–XX вв. в финансовом секторе экономики Российской империи сложилась непростая ситуация. Освобождение крестьян от личной зависимости и наделение их землей не решило проблему обеднения этого сословия. Оставаясь основным налогоплательщиком империи, крестьянские хозяйства сталкивались с серьезными сложностями: низкая эффективность хозяйства, малый профицит бюджета, структурные компоненты которого свидетельствовали о кризисных процессах. Исследование бюджетов крестьянских хозяйств позволяет детально анализировать экономические и социальные проблемы, с которыми сталкивался этот крупнейший социальный слой дореволюционной России. Являясь экономической основой самодержавного режима, российский крестьянин к 1917 г. за весьма непродолжительное время растерял всю свою политическую толерантность. Этому в немалой степени способствовали неэффективная политика, паллиативное реформирование.
Цели. Комплексного исследования формирования крестьянских бюджетов до сих пор не проводилось. В данной статье предпринята попытка рассмотреть крестьянские бюджеты не столько как исторический источник, сколько как количественные данные для анализа социально-экономического положения крестьян в исследуемый период.
Методология. Методологическую основу исследования составили анализ статистических данных и системный подход.
Результаты. Исследование может быть полезно историкам, социологам, управленцам и экономистам.
Выводы. Сельское хозяйство к началу ХХ в. более не являлось основной экономической базой для формирования крестьянского бюджета. Промысловые занятия с ориентацией на долгосрочный отход успешно становились одной из основных статей дохода, составляя около 38%. Показателен процесс «духовного дефицита», ничтожно малыми были статьи крестьянского бюджета, выделяемые на образование и духовные потребности. Выражение «едва сводить концы с концами» прочно обосновалось в крестьянском быту. Тяжелейшие условия жизни делали крестьян неустойчивыми к экономическим кризисам и более подверженными революционной пропаганде.