Опубликован 8 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год

27.04.2018

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Особенности учета доходов от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений высшего образования

Арбатская Т.Г. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа, статистики и аудита, Байкальский государственный университет, Иркутск, Российская Федерация

Тема. Несмотря на активно реализуемое реформирование бухгалтерского учета в организациях государственного сектора, ряд вопросов, в том числе в области бухгалтерского учета доходов, все еще остается спорным. Настоящая статья посвящена проблемам отражения в учете бюджетных учреждений высшего образования доходов от осуществления приносящей доход деятельности.
Цели. Определить актуальные направления совершенствования системы нормативного регулирования бухгалтерского учета доходов от осуществления приносящей доход деятельности бюджетных учреждений высшего образования.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение.
Результаты. Выявлены неурегулированные аспекты в области регламентации бухгалтерского учета доходов от осуществления приносящей доход деятельности бюджетных учреждений, в том числе дата признания и сумма дохода, а также первичные документы, на основании которых операции отражаются в бухгалтерском учете. Предложены направления к дальнейшему развитию нормативного регулирования в этой сфере.
Область применения результатов. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании стандартов государственного сектора, в практической работе бюджетных учреждений, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Практическая значимость. Разработаны рекомендации по бухгалтерскому учету доходов от оказания платных услуг высшего образования в составе доходов будущих периодов, что обусловлено спецификой непрерывности оказания образовательной услуги в течение всего срока обучения студента и долгосрочным характером договора.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о необходимости дальнейшего совершенствования бухгалтерского учета доходов от осуществления приносящей доход деятельности бюджетных учреждений с целью формирования достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности и сближения с требованиями международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора.


Методологические инновационные аспекты перехода на прогрессивное подоходное налогообложение граждан

Калинина О.В. доктор экономических наук, профессор, и.о. заведующего кафедрой стратегического менеджмента, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Предмет. В условиях поиска дополнительных инструментов и методов совершенствования налоговой политики нашей страны проблема реформирования подоходного налогообложения имеет большую актуальность.
Цели. Математическое обоснование возможности перехода на прогрессивное налогообложение доходов граждан, позволяющее социально перераспределять налоговую нагрузку между различными группами населения без потери объема совокупных налоговых поступлений в бюджет государства от налога на доходы физических лиц.
Методология. В работе используются статистические и эконометрические методы, с помощью которых были предложены авторские методы линейной и нелинейной трансформации подоходного налогообложения.
Результаты. Разработаны методы перехода от плоской к прогрессивным налоговым шкалам подоходного обложения. На основе конкретных статистических данных произведены расчеты налоговых ставок для прогрессивных налоговых шкал, подтверждающие обоснованность предлагаемых методов. Предложена обобщенная математическая модель перехода к прогрессивному налогообложению, позволяющая оценивать все возможные варианты предполагаемой реформы трансформации плоской шкалы. Оценен социальный эффект трансформации подоходного налогообложения в будущем.
Выводы. Методы линейной и нелинейной трансформации позволяют анализировать, выявлять особенности и предлагать конкретные величины налоговых ставок формируемой прогрессивной линейной шкалы подоходного налогообложения при использовании единственного исходного параметра – ставки малообеспеченной группы. С помощью обобщенной математической модели возможно оценить различные варианты предполагаемой реформы трансформации плоской шкалы в прогрессивную. Практическая составляющая предлагаемых методов перехода заключается в том, что различные оценки налоговых коэффициентов могут быть использованы при выборе стратегии совершенствования налогообложения доходов населения, формируемой государственными органами власти при осуществлении налоговой политики.


Правовое регулирование в России операций, связанных с «богатством необъяснимого происхождения»

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

В статье проанализированы действующие положения в области декларирования доходов и имущества. Обоснована необходимость совершенствования законодательства в рассматриваемой сфере. Прежде всего это касается нормативных и правовых актов, посвященных амнистии капитала. Предлагается ряд мер, реализация которых позволяет полнее учитывать экономические интересы государства в данных вопросах.


Налог на доходы физических лиц: современные тенденции и факторы, их определяющие

Колесникова О.С. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Предмет. Налог на доходы физических лиц является одним из важнейших элементов структуры доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Однако на величину данного налога оказывает влияние достаточно большое количество факторов, что обусловливает необходимость их систематической идентификации. Выявлению современных тенденций развития налога на доходы физических лиц и факторов, их определяющих, и посвящено данное исследование.
Цели. Обоснование групп факторов, способствующих формированию современных тенденций развития налога на доходы физических лиц.
Методология. Используются методы статистического и сравнительного анализа. Оценка налоговых потерь консолидированного бюджета Российской Федерации осуществляется при помощи метода расхождений, основанного на сопоставлении данных, полученных из различных источников.
Результаты. В настоящее время в Российской Федерации наблюдается снижение темпов роста налога на доходы физических лиц, что обусловлено в том числе социально-экономическими факторами, оказывающими преимущественное влияние на величину налоговой базы и количество налогоплательщиков, и правовыми факторами, определяющими механизм налогообложения доходов населения. Наибольшее снижение темпов роста данного налога отмечено в Сибирском и Южном федеральных округах. Это вызвано ухудшением общеэкономической конъюнктуры и сокращением численности занятого населения, значительной долей неформальной занятости, а также сосредоточенностью большей части занятого населения данных федеральных округов в сфере оптовой и розничной торговли, которая, в свою очередь, подвержена высокому риску сокрытия доходов.
Выводы. Установлена высокая зависимость величины поступлений налога на доходы физических лиц в консолидированный бюджет РФ от выявленных групп факторов. При этом наибольшее влияние оказывают социально-экономические факторы, которые определяют не только состояние налоговой базы и численность налогоплательщиков НДФЛ, но и их желание и возможность добросовестно и в полном объеме уплачивать данный налог.