СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА
О нормативном регулировании бухгалтерского учета материальных запасов в государственном секторе экономики
Глущенко А.В. доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции, Волгоград, Российская Федерация
Солодова С.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и экономической безопасности, институт экономики и финансов, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация
Предмет. Применение федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы». Основные проблемы классификации, учета и оценки материальных запасов, выявленные в результате изучения данного стандарта.
Цели. Выявление проблемы применения ФСБУ ОСГ «Запасы» и оценка возможности его интеграции в систему существующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета в организациях государственного сектора.
Методология. Использовались такие методы, как сравнение, систематизация и группировка.
Результаты. На основе изучения положений Федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Запасы» и сопоставления их с другими нормативно-правовыми актами выявлены отсутствие единого категорийного аппарата; противоречивость норм; усложнение процесса учета последующей оценки запасов, предназначенных для продажи, и в конечном итоге – сложность интеграции ФСБУ в систему существующих нормативных документов по ведению бухгалтерского учета в организациях государственного сектора.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития бухгалтерского учета, использованы в практической работе бухгалтеров государственных (муниципальных) учреждений в части учета материальных запасов, в учебном процессе высших учебных заведений и при совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы. В условиях противоречивости и разночтений требований нормативно-правовых актов, надеемся, что наши рекомендации, в первую очередь, облегчат работу бухгалтерам бюджетных учреждений и помогут им в применении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Запасы», а также при разработке положений учетной политики организации.
Совершенствование категориального аппарата в области учета доходов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора в РСБУ и МСФО
Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация
Тема. В настоящей статье исследован категориальный аппарат в области учета доходов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора в системах российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) и международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).
Цели. Анализ возможностей совершенствования категориального аппарата в названной области.
Методология. В статье использовались методы анализа и синтеза, логический подход, сравнение, метод группировки, метод аналогий, системный подход.
Результаты. Проанализированы регламентации нового российского федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций негосударственного сектора ФСБУ «Доходы», касающиеся категориального аппарата в области учета доходов коммерческих и некоммерческих организаций указанного сектора. Данные регламентации сопоставлены с требованиями действующего отечественного ПБУ 9/99, а также с положениями международных стандартов финансовой отчетности. На основе проведенных исследований автором выявлены основные проблемы в сфере совершенствования категориального аппарата в области учета доходов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора и обоснованы предложения по решению указанных проблем.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся проблемами бухгалтерского учета доходов, а также могут применяться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при создании и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету.
Выводы. В статье обоснованы выводы и предложения по дальнейшему совершенствованию категориального аппарата в области учета доходов коммерческих и некоммерческих организаций негосударственного сектора.
Взаимосвязь финансового результата с финансовой устойчивостью организации
Сунгатуллина Л.Б. доктор экономических наук, доцент кафедры учета, анализа и аудита, ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Российская Федерация
Фатыхова Р.Х. студентка магистратуры Института управления, экономики и финансов ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», Казань, Российская Федерация
Предмет. Важным направлением оценки деятельности любого экономического субъекта является финансовая устойчивость, которая отражает сбалансированность финансовых потоков организации и возможность их свободного маневрирования. Непосредственное влияние на финансовую устойчивость экономического субъекта оказывает финансовый результат, поскольку прибыль создает гарантии дальнейшего существования и развития организации, как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, что свидетельствует об актуальности данной тематики исследования. В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи финансового результата и финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта в контексте финансового управления.
Цели. Раскрытие взаимной связи финансового результата и направлений маневрирования финансовыми ресурсами для обеспечения финансовой устойчивости организации.
Методология. Использованы общенаучные методы исследования: обобщение и сравнение, индукция и дедукция, системный и логический подход.
Результаты. Рассмотрены действия по определению оптимального уровня финансовой устойчивости организации. Выявлены факторы, сопряженные с финансовым результатом и оказывающие непосредственное влияние на финансовую устойчивость хозяйствующего субъекта. Определена необходимость оценки рентабельности экономической деятельности и ликвидности активов в контексте поиска оптимальной структуры капитала для укрепления финансовой устойчивости организации.
Область применения результатов. Результаты статьи могут быть использованы при выработке общих подходов к размещению и расходованию финансовых ресурсов в целях обеспечения финансовой устойчивости организации.
Выводы. Обоснован вывод о необходимости оценки финансового результата при выработке мер по укреплению финансовой устойчивости организации. Определена значимость определения оптимальной структуры капитала для достижения компромисса между финансовой независимостью организации и результативностью деятельности.
Реформирование НДС и единый сельскохозяйственный налог
Давлетшин Т.Г. директор ООО «Буровые и нефтепромысловые насосы», Казань, Российская Федерация
Предмет и тема. Особенности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, налоговая нагрузка и финансовые результаты в зависимости от режимов налогообложения, проблемы на границе общей системы налогообложения и специальных налоговых режимов. Проанализированы типичные ошибки при определении налоговой нагрузки и недостатки форм отчетности сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплаченным налогам.
Цели. Исследование уровня налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Методология. Общенаучные подходы и методы.
Результаты. Проведен комплексный анализ состояния налогообложения в сельском хозяйстве России. Налоговая нагрузка на товаропроизводителей низка и составляет 6–8% от объема реализации (с учетом взносов в социальные фонды и налога на доходы физических лиц). Исследована роль учета НДС как основной причины разброса в оценке налоговой нагрузки. Включение в сумму налога уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг) НДС предприятиями на общей системе налогообложения искажает всю структуру налоговой отчетности в сельском хозяйстве. Организации, применяющие единый сельскохозяйственный налог, имеют более высокую налоговую нагрузку по сравнению с аналогичными на общей системе, и больший уровень затрат, так как НДС, уплаченный при приобретении ресурсов, не возмещается, а относится на затраты по производству и реализации продукции. В результате сельскохозяйственные товаропроизводители на спецрежимах неконкурентоспособны по сравнению с аналогичными на общей системе налогообложения.
Выводы. Специальные налоговые режимы в сельском хозяйстве не отвечают целям снижения налогового бремени, созданию более благоприятных экономических и финансовых условий деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимы изменения в Налоговый кодекс РФ, приводящие к гармонизации налоговых режимов. Надо дать право ставить покупателям на вычет сумму налога в счетах-фактурах продавцов на специальных режимах, отменить п. 5 ст. 173 НК РФ. Предельный доход для работы на специальных налоговых режимах ЕСХН и УСН необходимо ограничить единицами миллионов рублей.