Опубликован 18 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2020 год

29.09.2020

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Анализ имущественного потенциала как приоритетное направление оценки финансового положения предприятия

Глущенко А.В. доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Поволжский НИИ производства и переработки мясомолочной продукции, Волгоград, Российская Федерация
Пешков Д.С. начальник бюро проектов операционного управления АО «Волжский Оргсинтез», Волжский, Волгоградская область, Российская Федерация

Предмет. Анализ имущественного потенциала предприятия как важнейший этап оценки финансового состояния.
Цели. Анализ имущественного потенциала, выявление положительных и отрицательных факторов управления имуществом на предприятии и разработка мероприятий по повышению эффективности его использования.
Методология. Методологической основой послужили научные труды и учебная литература по учету, анализу, контролю и управлению имущественным потенциалом. В процессе исследования использовались различные методы, в том числе экономико-статистические, абстрактно-логический, сравнительный анализ, системный и ситуационный подходы.
Результаты. Исследование проведено на примере крупного промышленного предприятия Волгоградской области. При анализе имущественного положения предприятия изучены изменения в объеме, составе и структуре имущества организации, обоснована роль анализа в повышении эффективности и перспективности работы предприятия. В качестве информационной базы принятия своевременных и обоснованных управленческих решений предложено использовать инструменты управленческого учета, позволяющие вести системный учет, контроль и анализ имущественного потенциала. Выявлены и идентифицированы позитивные и негативные факторы управления имуществом на предприятии. Разработаны рекомендации по рациональному использованию имущества и повышению финансовой устойчивости.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами учета, анализа и управления имущественным потенциалом, могут использоваться в практической работе и в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. Стабильное развитие имущественного потенциала гарантирует высокую эффективность деятельности промышленного предприятия. От рациональности формирования имущества, правильности выбора источников формирования и эффективности управления им, зависят не только финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, но и его финансовая устойчивость. Системный учет и анализ изменения в объеме, составе и структуре активов, капитала и обязательств организации позволят принимать оптимальные организационно-управленческие решения по рациональному использованию имущества и тем самым будут способствовать укреплению финансовой устойчивости организации, повышению эффективности ее деятельности.


К вопросу конфиденциальности отчетной информации о результатах геологоразведочной деятельности

Зылёва Н.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, системного анализа и контроля ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Российская Федерация
Криворотова В.А. студентка 4 курса специальности «Экономическая безопасность» Финансово-экономического института ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», Тюмень, Российская Федерация

Предмет. Информация является источником управленческих решений, при этом не только информация внутрифирменная текущая, но и сторонняя отчетная, доступ к сведениям которой различен. В статье проанализированы положения нормативных актов, регулирующих доступ к сведениям бухгалтерской (финансовой), налоговой и статистической отчетности, влияющие на достаточность ограничения доступа к конфиденциальным сведениям хозяйствующего субъекта.
В конкурентной борьбе за право проведения геологоразведочных работ главным приоритетом является владение информацией о геологическом строении лицензионного участка. Данную информацию можно получить из соответствующего отчета, если недропользователь, получивший данную информации в ходе своей производственной деятельности, не позаботился о ее конфиденциальности. Информация о результатах геологоразведочной деятельности затрагивает экономические интересы не только недропользователя, но и собственника недр – государства, что и поднимает вопрос о возможности и целесообразности ограничения к ней доступа.
Цели. Исследовать возможности ограничения доступа к отчетной информации о результатах геологоразведочной деятельности.
Методология. Использовались дедуктивный метод, метод цитирования и моделирования.
Результаты. Выявлено, что действующая редакция статей 80 «Налоговая декларация (расчеты)» и 102 «Налоговая тайна» НК РФ вызывает сомнения о защите не общедоступных сведений деклараций от несанкционированного доступа. Предложено дополнить статью 80 НК РФ пунктом о непредоставлении заполненных деклараций третьим лицам. Обоснована целесообразность защиты геологической информации коммерческой тайной в целях экономической выгоды.
Область применения результатов. Результаты данной статьи могут применяться в деятельности служб экономической безопасности геологоразведочных и добывающих предприятий при разработке мероприятий по совершенствованию конфиденциальности информации.
Выводы. Отчитываться перед государством о своей деятельности через представление различных формах отчетности – обязанность всех субъектов хозяйствования. Организации, выполняющие геологоразведочные работы, формируют показатели не только бухгалтерской (финансовой), налоговой и статистической отчетности, но и отчетов в фонды геологической информации. Информативность форм отчетности высокая и в интересах собственника информации ограничить доступ третьих лиц к представляемым сведениям, если данное ограничение не наложено законодательными актами. Отчетная геологическая информация по результатам геологоразведочных работ отличается от других форм отчетности представленной возможностью самостоятельного ограничения доступа к ней на определенное количество времени. Право ограничивать доступ к конфиденциальным сведениям позволяет недропользователю использовать геологическую информацию как товар для продажи, а ограничение данного права по времени (не более пяти лет) дает возможность собственнику недр – государству регулировать процесс воспроизводства минерально-сырьевой базы, предлагая информацию сторонним пользователям для дальнейшей разработки. Соблюдение баланса интересов обеспечивает экономическую безопасность и бизнеса, и государства.

Институциональная среда развития малого бизнеса в Республике Марий Эл: налоговый аспект

Шакирова Р.К. кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры анализа и учета, Институт экономики, управления и финансов, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, Российская Федерация

Предмет. Весьма существенную роль в решении социально-экономических задач играет малое предпринимательство. В связи с этим представляется актуальным исследование региональных особенностей развития малого предпринимательства и специфики отдельных элементов институциональной среды его функционирования. К числу важнейших институтов, оказывающих влияние на деятельность малых предприятий, относится налоговая система, поэтому вопросы, связанные с формированием разумной региональной налоговой политики в области малого предпринимательства, имеют большое значение.
Цели. Формулировка направлений совершенствования налоговой политики Республики Марий Эл на основе оценки уровня развития малого предпринимательства и степени реализации мер его налоговой поддержки в регионе.
Методология. В исследовании применялись приемы экономико-статистического анализа: структурно-аналитическая группировка, сравнение, изучение динамических рядов, а также приемы абстрактно-логического метода.
Результаты. Оценивается степень выполнения основных целевых показателей, анализируется динамика развития малого бизнеса в регионе. Рассматривается взаимосвязь между мерами налогового стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства и уровнем налоговых поступлений в бюджет.
Область применения. Исследование носит научно-прикладной характер, его результаты могут быть использованы при формировании региональной налоговой политики в области малого и среднего предпринимательства в Республике Марий Эл.
Выводы и значимость. Необходимо более полно использовать в Марий Эл предоставляемые возможности в области налогового регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства в целях стимулирования развития инновационной деятельности, отраслей реального сектора экономики и социальной сферы, а также целесообразности увеличения региональных компетенций в соответствующих вопросах.


Формирование модели согласования интересов государства и налогоплательщиков при консолидации налоговых обязательств

Баннова К.А. кандидат экономических наук, ассистент кафедры менеджмента, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация
Долгих И.Н. преподаватель кафедры менеджмента, Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Томск, Российская Федерация

Предмет. В условиях ограниченности ресурсов для стабильного развития все большую актуальность приобретают пути повышения эффективности налогообложения. Существующие методики расчета налоговой базы консолидированных групп налогоплательщиков (далее – КГН) не позволяют стабильно отчислять налоговые платежи в регионы присутствия компании – участника КГН. Это нарушает равновесие между регионами и приводит к искажению горизонтальной налоговой интеграции.
Цели. Построить модель согласования интересов государства и налогоплательщиков при создании КГН, основанную на принципе социально-экономической справедливости.
Методология. Использовались общенаучные методы исследования: системный подход, процессный подход, ресурсный подход, анализ и синтез эмпирических данных; методы экономического анализа: разработка системы показателей, метод сравнения, построение аналитических таблиц, метод детализации, расчет специальных коэффициентов.
Результаты. Предложенная модель согласования интересов налогоплательщиков и государства включает в себя три этапа: учет вклада каждого региона в развитие экономики страны через формирование системы показателей, характеризующих его значимость; коэффициентный подход, предполагающий установление весомости каждого из показателей для различных отраслей; учет степени депрессивности регионов. Предполагается, что полученные налоговые доходы направятся на повышение благосостояния населения, рост ВВП, снижение безработицы и т.д.
Выводы. Представленная модель вызовет объединение общих усилий менеджмента компаний и региональных властей по повышению эффективности работы предприятий, что приведет к созданию дополнительных рабочих мест, привлечению инвестиций и получению отдачи от освоенных капиталовложений.