Опубликован 1 номер журнала «Бухгалтерский учёт в издательстве и полиграфии» за 2017 год

16.01.2017
БИП (обложка)

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

  • Учет продаж издательской продукции
  • Отражение лизинговых платежей в учете
  • Оценка внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда
  • Риски медиаорганизаций: определение видов и раскрытие информации

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Учет продаж издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора

Дмитриева О.В. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса, Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация

Предмет и тема. Отражение в бухгалтерском и налоговом учете операций по продажам издательской продукции зависит от условий используемого издательством гражданско-правового договора с конечным покупателем или распространителем книжной и газетно-журнальной продукции (посредником). Момент признания продаж и используемые при этом счета для учета списания себестоимости готовой продукции и расчетов с покупателями (посредниками) определяются видом договора (купля-продажа, комиссия, мена).
Цели и задачи. Разработка методологии отражения в учете операций по продажам издательской продукции в зависимости от вида используемого гражданско-правового договора с покупателями.
Методология. Использованы методы экспертного анализа нормативных документов в области гражданского права, бухгалтерского и налогового учета.
Результаты. Описаны специфические признаки наиболее широко используемых на практике договоров комиссии, купли-продажи и мены в соответствии с действующим гражданским законодательством; разработана методология отражения в бухгалтерском учете операций по продаже книжной и газетно-журнальной продукции в зависимости от вида применяемого договора; проанализирована специфика налогообложения операций по продаже издательской продукции со ссылками на статьи действующего налогового законодательства, разъяснительные письма Минфина России и сложившуюся арбитражную практику.
Выводы и значимость. По результатам проведенного экспертного анализа документов в области гражданского права, бухгалтерского учета и налогообложения определены базовые принципы методологии отражения в учете операций по продаже издательской продукции: при использовании договора комиссии, перехода права собственности на издательскую продукцию в момент отгрузки не происходит, и потому она учитывается у продавца на балансовом счете 45 «Товары отгруженные», а у покупателя – на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», а расчеты с комиссионером ведутся на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»; при использовании договора купли-продажи момент отгрузки издательской продукции покупателю совпадает с моментом перехода права собственности на нее, что влечет применение стандартной схемы учета продаж с использованием счета 90 «Продажи», а расчеты с покупателями ведутся на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; при использовании договора мены до момента отгрузки собственной продукции издательство учитывает полученные материально-вещественные ценности на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение», а продукцию, отгруженную до встречного исполнения второй стороной своих обязательств, – на балансовом счете 45 «Товары отгруженные».


Отражение лизинговых платежей в учете: ошибки и рекомендации

Гафурова Г.Н. кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры финансов и кредита, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Российская Федерация

Учитывая различные обстоятельства, не каждая организация может позволить себе одномоментные крупные затраты. Одним из путей решения данной проблемы является привлечение финансирования на приобретение имущества. Договор финансовой аренды, то есть договор лизинга, является одной из таких возможностей.
В статье описаны стандартные ошибки при отражении в учете лизинговых платежей, а также даны рекомендации по их исправлению в учете.


Оценка внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в условиях применения аудируемым лицом автоматизированной информационной системы

Якимова В.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов, Амурский государственный университет, Благовещенск, Российская Федерация

Предмет. Статья посвящена особенностям системы внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда в условиях автоматизации для цели аудиторской проверки. В проведенном исследовании рассмотрена сущность системы внутреннего контроля, влияние информационных технологий на элементы внутреннего контроля, предпосылки подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности, содержание тестов средств контроля.
Цели. Целью исследования является совершенствование методического аппарата тестирования внутреннего контроля, учитывающего особенности автоматизированной информационной системы аудируемого лица.
Методология. Исследование базируется на применении методов анализа и обобщения, группировки, оценки рисков средств контроля.
Результаты. Разработаны тесты средств внутреннего контроля для цели аудиторской проверки на примере автоматизированной системы бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда. Исследованы рисковые области и ошибки, которые могут возникнуть в условиях применения методов компьютерной обработки данных. Предлагаемые методические рекомендации по оценке системы внутреннего контроля позволят выявить «слабые места» в бухгалтерском учете, в которых вероятнее всего появление ошибок и нарушение законодательства. На основе разработанных тестов аудитор на этапе планирования может определить содержание, характер, объем и временные рамки аудиторских процедур.
Область применения. Разработанные тесты средств внутреннего контроля могут быть использованы в качестве методического обеспечения процедуры планирования аудиторской проверки, осуществляемой индивидуальными аудиторами и аудиторскими организациями.
Выводы. Применение информационных технологий является неотъемлемой частью организации учетного и контрольного процесса современного предприятия, что вызывает необходимость совершенствования аудиторских процедур, направленных на поиск ошибок, которые могут возникнуть в информационной среде аудируемого


Риски медиаорганизаций: определение видов и раскрытие информации

Акатьева М.Д. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Высшей школы печати и медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация
Тимошенко М.Н. магистрант кафедры экономики и менеджмента медиабизнеса Высшей школы печати и медиаиндустрии, Московский политехнический университет, Москва, Российская Федерация

Предмет. Кризисные явления современной российской экономики, ужесточение конкуренции, усиление факторов неопределенности ведут к необходимости более четкого определения перспектив и направлений развития предпринимательской деятельности, вероятности возникновения различных видов рисков, подлежащих оценке, документированию и раскрытию в отчетности организаций.
Цели. Оценка рисков деятельности организаций медиабизнеса, определение основных видов и подвидов рисков, их особенностей применительно к деятельности организаций печати и медиаиндустрии. Формирование рекомендаций по раскрытию информации о рисках в соответствующих источниках.
Методология. В настоящей работе использованы методы экспертного анализа нормативных и законодательных документов в области российского и международного бухгалтерского учета.
Результаты. В статье последовательно представлены теоретические и практические аспекты определения рисков, их оценки, документирования и раскрытия отчетной информации в контексте с особенностями медиабизнеса. Сформирован ряд замечаний по определению видов рисков медиаорганизации и раскрытию информации о них с акцентом на отраслевых рисках, представлены формы и способы управления рисками.
Выводы. При раскрытии информации по рискам в годовой бухгалтерской отчетности необходимо руководствоваться нормами как РСБУ, так и МСФО. Необходимость оценки и документирования рисков, раскрытия информации о них в отчетных данных – очевидная современная потребность и обязанность экономических субъектов.


Оценка интеллектуального капитала – стратегического фактора развития инноваций коммерческих организаций

Мануйленко В.В. доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры финансов и кредита, Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь, Российская Федерация
Мищенко А.А. генеральный директор ООО «Анда Текнолоджи», Москва, Российская Федерация

Предмет. Интенсификация финансово-инновационной деятельности коммерческих организаций требует максимального стимулирования способствующих прогрессу факторов, к которым относится интеллектуальный капитал. Его объективная оценка предопределяет финансово-инновационную деятельность коммерческих организаций, влияет на ее обеспечение и рост результативности.
Цели. Разработка способов оценки стратегического фактора развития инноваций коммерческих организаций – интеллектуального капитала и обоснование направлений практического применения этого инструментария.
Методология. Теоретико-методологическая основа исследования – труды российских и зарубежных ученых, специалистов-практиков, законодательные и нормативные документы Правительства РФ, Руководство Осло, а также материалы периодических изданий о формировании и оценке интеллектуального капитала. Методологическая основа исследования: системный, логический, ситуационный и процессный подходы к изучению формирования и оценки интеллектуального капитала – стратегического фактора развития инноваций коммерческих организаций. С помощью методов анализа, синтеза, группировки, экспертных оценок, системного и экономико-статистического подхода, коэффициентного анализа разработан факторный способ оценки развития инноваций в коммерческих организациях, предусматривающий оценку интеллектуального капитала.
Результаты. Теоретическая значимость исследования: сформулировано понятие «интеллектуальный капитал» применительно к коммерческим организациям, расширены теоретико-методические подходы к его формированию и оценке. Разработан метод его оценки по таким взаимосвязанным направлениям, как патентный портфель, специальный человеческий, репутационный капиталы. Это позволило оценить первоначальные внутренние и внешние условия создания инноваций на примере ОАО «СевКавНИПИгаз», ОАО «Вэлан», ЗАО «СиСофт Ростов-на-Дону», ООО «Анда Текнолоджи».
Выводы. Метод оценки развития инноваций в коммерческих организациях, предусматривающий оценку интеллектуального капитала в разрезе его составляющих, направлен на выявление финансово-инновационных рисков коммерческих организаций на первом этапе формирования инноваций, что обеспечивает получение положительного эффекта.