Опубликован 10 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2017 год

29.05.2017

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Контроль за дебиторской задолженностью для обеспечения финансовой устойчивости организации

Сунгатуллина Л.Б. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и аудита, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация
Клементьев М.И. студент Института управления, экономики и финансов, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Российская Федерация

Предмет и тема. Контроль за дебиторской задолженностью является важнейшем элементом системы бухгалтерского учета. Мониторинг и оценка задолженности дебиторов существенным образом оказывает влияние на финансовое состояние организации. Предметом исследования выступают отдельные контрольные действия, вытекающие из задач верификации дебиторской задолженности.
Цели и задачи. Целью исследования является развитие методических аспектов контроля и оценки дебиторской задолженности для укрепления финансовой устойчивости организации.
Методология. В ходе исследования применены методы: наблюдение, обобщение, систематизация, сравнение, индукция, дедукция.
Результаты. По результатам исследования предложена методика группировки дебиторов по категориям в зависимости от их платежеспособности, позволяющая оценивать реальную долю сомнительной дебиторской задолженности организации с целью снижения доли безнадежных долгов.
Область применения результатов. Результаты статьи могут применяться в теории и практике бухгалтерского учета и контроля за дебиторской задолженностью коммерческих и некоммерческих организаций.
Выводы и значимость. Сделан вывод, что контрольные мероприятия необходимо осуществлять в целях обеспечения ликвидности дебиторской задолженности и как следствие – обеспечения финансовой устойчивости организации.


Развитие методики первоначальной оценки нематериальных активов в учете государственного и негосударственного секторов

Дружиловская Э.С. кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Российская Федерация

Тема. Исследование совершенствования методики первоначальной оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов.
Цели. Определение наиболее актуальных направлений развития методики первоначальной оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете указанных секторов.
Методология. В статье применялись такие методы, как анализ и синтез, сравнение, метод аналогий, метод группировки, системный подход, логический подход.
Результаты. В настоящей работе исследованы регламентации проектов федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов по нематериальным активам. Автором сопоставлены правила формирования первоначальной стоимости нематериальных активов, содержащиеся в указанных проектах, с требованиями действующих нормативных документов данных секторов. Выявлены основные проблемы, связанные с методикой первоначальной оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов, представлены пути их решения.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами развития методики оценки активов в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов, а также использоваться в практической работе бухгалтерий организаций, в учебном процессе высших учебных заведений и при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету этих секторов.
Выводы и значимость. Обоснованы выводы о необходимости совершенствования методики первоначальной оценки нематериальных активов в бухгалтерском учете государственного и негосударственного секторов, существенном изменении данной методики в проектах федеральных стандартов по сравнению с действующими нормативными документами, а также значительном сближении в будущем указанных методик для государственного и негосударственного секторов.


Процедура определения и восстановления убытков от обесценения нематериальных активов

Исмагилова Т.Р. аспирант кафедры бухгалтерского учета в коммерческих организациях, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Тема. Проблема оценки реальной стоимости активов компании существует давно, но в условиях кризиса проявляются ее новые грани. В статье рассмотрены ключевые вопросы определения и восстановления убытков от обесценения нематериальных активов (НМА) в современных условиях.
Цели. Разработка практических рекомендаций по использованию нематериальных активов в качестве ключевого объекта управления компанией путем обеспечения представления достоверной информации о реальной стоимости нематериальных активов всем заинтересованным пользователям.
Методология. Методологической основой исследования является анализ заключений финансовых аналитиков и экспертов, представленных в периодических изданиях, а также материалов финансовой отчетности российских и зарубежных компаний, составленной по принципам международных и отечественных стандартов.
Результаты. Рассмотрены ключевые этапы и сложности определения и восстановления убытков от обесценения, что необходимо принимать во внимание при выборе применительно к нематериальному активу варианта определения ущерба, а также дополнительные процедуры анализа нематериальных активов, способные снизить риск неумышленной ошибки при выявлении факторов обесценения. Предложен метод оценки будущих экономических выгод от нематериальных активов в разрезе возможностей рынка.
Выводы. В нынешних экономических условиях внимание пользователей финансовой отчетности в первую очередь направлено на то, насколько аккуратно и добросовестно руководство компаний подходит к оценке активов компании. Учет рекомендаций по процедуре определения и восстановления убытка от обесценения нематериальных активов является одновременно инструментом повышения качества как управления компанией, так и предоставления информации заинтересованным пользователям.
Применение. Область использования результатов определена компаниями, формирующими финансовую отчетность как в соответствии с российскими требованиями, так и по принципам Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО).


Столкновение теорий бюджетного субсидирования, платных государственных услуг и фискальной монополии (на примере Московского метрополитена и в контексте мирового опыта)

Ануреев С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация

Предмет. В статье проанализированы различные способы финансирования Московского метрополитена.
Цели. Поиск дополнительных источников финансирования в условиях сокращения бюджетных доходов и необходимости продолжения строительства новых станций и линий.
Методология. Ключевым в методологии является анализ мирового опыта в контексте различных теорий как альтернатив налогам и бюджетным субсидиям.
Результаты. Рассмотрены основные концепции финансирования московского метро: бюджетное субсидирование за счет налогов; платные государственные услуги и распределение издержек на конечных потребителей; фискальная монополия; генерирование дополнительных бюджетных доходов. Помимо этого проанализированы и другие концепции: установление низкой платы за проезд в целях социальной поддержки населения; введение запретительного тарифа для ограничения миграционного притока неквалифицированных рабочих; приватизация общественного транспорта; введение повышенного тарифа в пользу частных инвесторов. На основе проведенного анализа выявлено, что метрополитен покрывает за счет бюджета три четверти реальных расходов на перевозку пассажиров.
Выводы. Сделан вывод, что преимущественно бюджетное финансирование метрполитена приводит к росту налогов на средний класс и притоку низкооплачиваемых работников. Это искажает структуру экономики города, ущемляя отрасли, производящие продукцию с высокой добавленной стоимостью. Отмечено, что низкие тарифы не способствуют реальному социальному выравниванию, поскольку выгоды от них получают преимущественно работники теневой сферы экономики и трудовые мигранты. В перспективе возможны еще большее повышение платы за проезд и генерирование дополнительных бюджетных доходов для социальных программ, поскольку Московский метрополитен является классической фискальной монополией. Тариф следует повышать дифференцированно только для метро, причем платежная карта «Тройка» и социальная карта москвича могут стать инструментами такой тарифной дифференциации.