Опубликован 1 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2019 год

16.01.2019

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Новации в нормативном регулировании учетной политики и их значение для деятельности организаций

Дружиловская Т.Ю. доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация,
Коршунова Т.Н. аспирант Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского – Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет. В статье исследованы новации в нормативном регулировании учетной политики.
Цели. Оценка значения новаций в нормативном регулировании учетной политики для российских организаций.
Методология. В настоящей работе применялись следующие методы: анализ и синтез, сравнение, наблюдение, метод аналогий.
Результаты. В статье представлены результаты исследования новаций в нормативном регулировании учетной политики. Дана оценка новым регламентациям в отношении понятийного аппарата, допущений при формировании учетной политики, требований к учетной политике. Обосновано значение новаций в отношении выбора способов учетной политики, ее оформления, условий изменения учетной политики, отражения последствий изменения учетной политики. Дана сравнительная характеристика новаций в регламентациях по формированию учетной политики в системах как российских, так и международных стандартов.
Область применения. Представленные в статье предложения могут применяться при разработке и совершенствовании соответствующих российских стандартов бухгалтерского учета, в практической работе бухгалтерий организаций, а также в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы. В систему российских бухгалтерских стандартов внесены значимые новации в отношении формирования учетной политики как коммерческих, так и некоммерческих организаций. Новизна регламентаций по формированию учетной политики организаций госсектора обусловлена принятием соответствующего нового федерального стандарта. Наиболее существенные новации по формированию учетной политики для коммерческих и некоммерческих организаций, не относящихся к госсектору, состоят в регламентациях допущений, требований к учетной политике, выбора способов бухгалтерского учета, отражения изменений в учетной политике. В системе международных стандартов новая редакция регламентаций по учетной политике не вносит существенных изменений в предыдущую редакцию.


Особенности проведения кадрового аудита в государственном учреждении

Домрачева Л.П. кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и экономической безопасности, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация,
Лаптева Е.В. магистрантка кафедры государственного и муниципального управления, Вятский государственный университет, г. Киров, Российская Федерация

Тема. Кадровый аудит в системе государственной службы – новшество, направленное на эффективное управление ресурсами муниципальных образований и государства, а также совершенствование системы финансирования, оптимизации затрат на содержание государственного аппарата. Аудиторская деятельность становится одним из наиболее часто используемых инструментов внешнего и внутреннего контроля за эффективностью работы государственных и муниципальных учреждений.
Цели. Изучение понятийного аппарата по теме исследования, рассмотрение особенностей проведения аудиторских процедур на этапе аудита персонала, обоснование необходимости проведения ценового и гендерного кадрового аудита, а также аудита межличностных отношений в государственных и муниципальных учреждениях.
Методология. С помощью методов анализа и сравнения изучены различные подходы к проведению кадрового аудита в регионах, определены наиболее эффективные аудиторские процедуры на примере федеральной службы судебных приставов Кировской области, разработана методика проведения кадрового аудита.
Результаты. На основе анализа научных источников сформулировано понятие кадрового аудита государственного учреждения. Разработана методика проведения соответствующих проверок с использованием аудита межличностных отношений и гендерного аудита для оценки эффективности, экономности и целесообразности использования бюджетных средств, а также выражения мнения о достоверности показателей бухгалтерской отчетности государственных учреждений и организаций Кировской области.
Значимость. Обоснованы причины роста спроса на кадровый аудит. Уточнены понятия «кадровый аудит» и «HR-аудит». Выявлены этапы кадрового аудита. Доказана необходимость проведения аудита межличностных отношений, гендерного и ценового кадрового аудита.


Программно-целевое планирование как инструмент повышения эффективности бюджетных расходов

Мастеров А.И. кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Центра финансовой политики Института финансово-экономических исследований, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

Предмет. В статье отмечается, что современная экономическая ситуация отличается нестабильностью, что ведет к снижению цен на энергоносители и усиливает давление на российский бюджет. В этих условиях возрастает актуальность мер по повышению эффективности бюджетных расходов. В качестве одного из основных инструментов решения такой задачи может выступать программно-целевое бюджетирование.
Цели. Раскрыть роль программных подходов в решении задач оптимизации бюджетных расходов. Проанализировать российскую практику и методологию программно-целевого бюджетирования и оценить ее приспособленность к решению задач повышения эффективности бюджетных расходов. Изучить зарубежный опыт применения программно-целевых методов в части оптимизации бюджетных расходов. Раскрыть содержание методик и аналитических процедур, используемых в процессе обоснования оптимальных вариантов осуществления бюджетных расходов.
Методология. С использованием методов и положений системного анализа показаны пути решения задач по обоснованию вариантов повышения эффективности бюджетных расходов.
Результаты. Раскрыта роль программно-целевых методов в планировании бюджетных расходов. Показаны неразвитость отечественной методологии программно-целевого бюджетирования и ее неприспособленность к решению задач оптимизации бюджетных расходов. Приведен пример успешной зарубежной практики обеспечения повышения эффективности бюджетных расходов путем реализации конкурсных процедур на получение права осуществления государственных проектов за счет средств бюджета. На основе изучения зарубежного опыта сформирован основной перечень аналитических процедур, применяемых в рамках анализа «затраты – выгода». Предложены рекомендации по реализации аналогичных подходов в российской практике программно-целевого бюджетирования.
Выводы. Сделан вывод о том, что основными условиями повышения эффективности бюджетных расходов с использованием программных подходов является разработка и практическая реализация аналитических методик, позволяющих осуществлять поиск оптимальных вариантов осуществления бюджетных затрат.


Резервы улучшения работы сервиса «Прозрачный бизнес»

Гетьман В.Г. Контроль качества ответов – рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

В статье рассмотрена ситуация, сложившаяся с открытием доступа пользователям к веб-сайту ФНС России «Прозрачный бизнес». Сделан анализ набора сведений, которые запланировано размещать на нем. Обоснована целесообразность расширения их состава и даны конкретные предложения, позволяющие пользователям иметь более полную информацию о контрагентах. Рекомендовано также пересмотреть сроки подачи отдельных сведений на этот веб-сайт и время нахождения их в открытом доступе. Предложено повысить ответственность руководителей организации за достоверность информации о ней, размещаемой на веб-сайте ФНС России.