Опубликован 6 номер журнала «Бухгалтерский учёт в бюджетных и некоммерческих организациях» за 2018 год

27.03.2018

СОДЕРЖАНИЕ НОМЕРА

Онлайн кассы как мера противодействия теневой экономике: проблемы внедрения и особенности бухгалтерского учета

Козменкова С.В. доктор экономических наук, профессор кафедры судебной экспертизы, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация
Артамонова М.А. студентка магистратуры Института экономики и предпринимательства, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Нижний Новгород, Российская Федерация

Предмет и тема. Государство всегда стремилось ограничить наличный денежный оборот, так как именно здесь возникали сложности с контролем за денежной наличностью. Так называемая теневая экономика тоже основывается на не учтенном наличном денежном обороте, в процессе которого происходит легализация денежной наличности. С введением онлайн касс государство через органы Федеральной налоговой службы сможет усилить эффективность такого контроля, осуществлять успешное противодействие легализации доходов, полученных преступным путем. Таким образом, государство получает большие преимущества, для организаций же применение онлайн касс означает как усиление внутреннего контроля за деятельностью и бухгалтерским учетом, так и дополнительные расходы по внедрению данной системы и ее поддержанию в рабочем состоянии.
Цели и задачи. Исследование особенностей применения онлайн касс в деятельности хозяйствующих субъектов и особенностей влияния на организацию и методику ведения бухгалтерского учета.
Методология. В процессе написания статьи были применены методы: сравнительный анализ и систематизация.
Результаты. В процессе исследования были выявлены положительные и отрицательные стороны внедрения онлайн касс с точки зрения государства и хозяйствующих субъектов, а также влияние на организацию бухгалтерского учета.
Область применения. Результаты данной статьи могут применяться в теории и практике коммерческих и некоммерческих организаций при внедрении онлайн касс.
Выводы и значимость. На основе проведенного исследования сделан вывод, что внедрение онлайн касс окажет влияние на организацию бухгалтерского учета, а также будет способствовать усилению как внешнего, так и внутреннего контроля за наличным денежным оборотом.


Совершенствование бухгалтерского учета нематериальных активов на законодательном уровне

Котова К.Ю. кандидат экономических наук, доцент кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация
Морозова Ю.М. студентка 4 курса кафедры учета, аудита и экономического анализа, Пермский государственный национальный исследовательский университет, Пермь, Российская Федерация

Предмет. В последнее время повышается интерес к изучению нематериальных активов (далее – НМА) в процессе экономической деятельности предприятий. Это связано с увеличением доли НМА в общей стоимости активов. Так, по данным BMI Research [15], удельный вес НМА в структуре бизнеса отдельных организаций неуклонно растет: доля НМА в общей стоимости активов таких организаций за 2016 г. увеличилась на 15%. Недостаточно информативная регламентация учета НМА приводит к искажениям в статьях отчетности и принятию неэффективных управленческих решений заинтересованными лицами – внутренними и внешними пользователи отчетности. В статье проведен сравнительный анализ действующего ПБУ 14/07 «Учет нематериальных активов», проекта ФСБУ «Нематериальные активы» и МСФО 38 «Нематериальные активы» по ключевым элементам бухгалтерского учета НМА: критерии признания, объекты НМА, деловая репутация, оценка при признании, оценка после признания, срок полезного использования, амортизация, обесценение, списание и раскрытие информации в отчетности.
Цели. Изучение особенностей НМА как объекта учета, выявление путей решения некоторых проблем учета, а также разработка рекомендаций по совершенствованию бухгалтерского учета НМА.
Методология. В процессе исследования были применены приемы сравнительного анализа, систематизации и обобщения информации.
Результаты и выводы. Проанализированы положения ПБУ 14/2007, которых коснутся изменения. Сделан вывод о том, что выявленные изменения приблизят российские правила учета НМА к требованиям Международных стандартов финансовой отчетности, так как проект ФСБУ «Нематериальные активы» во многих аспектах основывается на международной практике ведения бухгалтерского учета нематериальных активов, то есть МСФО. Разработаны рекомендации по определению сроков полезного использования НМА, выбору метода начисления амортизации, а также по переоценке нематериальных активов, которые не торгуются на активном рынке.
Область применения результатов. Представленная в статье информация может быть полезна внешним пользователям отчетности, применяться в практической работе бухгалтерии предприятий издательств и полиграфии и других направлений деятельности, использоваться в учебном процессе высших учебных заведений.


Влияние государственных закупок на развитие малого предпринимательства в России

Туманянц К.А. кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики, Волгоградский государственный университет, Волгоград, Российская Федерация
Синицына Е.Д. экономист ООО «Техноспорт», Волгоград, Российская Федерация
Интыкбаева С.Ж. доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой финансов и статистики, Университет Нархоз, Алматы, Республика Казахстан

Предмет. Особый порядок доступа малого бизнеса к государственным и муниципальным закупкам как инструмент стимулирования малого предпринимательства.
Цели. Количественная оценка влияния данного инструмента на развитие российского малого бизнеса.
Методология. Сопоставляются данные об участии малых предприятий в закупках для региональных и муниципальных бюджетов с показателями развития малого бизнеса по всем регионам Российской Федерации за период с 2010 по 2014 г. Анализ выполнен на основе моделей фиксированных и случайных эффектов линейных и логарифмических регрессий.
Результаты. Обнаружена положительная взаимосвязь только между ролью малого предпринимательства в государственных (муниципальных) закупках и количеством малых предприятий в регионе. Позитивного влияния масштабов госзаказа на объемы выручки и доходов малого бизнеса, размер занятости и уровень инвестиционной активности не выявлено.
Область применения. Результаты могут быть использованы при формировании способов государственной поддержки малого предпринимательства в России, а также регулировании процедур государственных (муниципальных) закупок.
Выводы. Эффективность данного инструмента содействия развитию малого предпринимательства невелика. Нет необходимости в специальном льготном режиме доступа малых предприятий к государственным (муниципальным) закупкам, особенно если это влечет рост бюджетных расходов и снижение качества приобретаемых товаров (работ, услуг).


Критическая оценка отдельных положений по взысканию штрафов

Гетьман В.Г. доктор экономических наук, профессор департамента учета, анализа и аудита, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, Российская Федерация

В статье проанализированы действующие положения о наложении штрафных санкций на юридических (физических) лиц за отдельные правонарушения, допускаемые ими в процессе хозяйственной деятельности. Обоснована целесообразность внесения в нормативные акты ряда дополнений и изменений. Это касается установленных правил наложения штрафов: за непредставление в срок документов по требованию налоговой инспекции при проведении выездной налоговой проверки; за непредставление в срок финансовой, статистической и другой отчетности, в том числе и «нулевой отчетности», а также информации о счетах эскроу. Вместе с тем предложено ввести штрафные санкции в отношении контролирующих органов в пользу экономических субъектов: за несоблюдение налоговыми структурами установленных сроков рассмотрения материалов проверок, а также по делам, которые налоговые органы проиграли в судах.


Финансирование высшего образования в развитых странах и России: анализ современных тенденций

Овчинникова О.П. доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института космических технологий, Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация
Овчинникова Н.Э. кандидат экономических наук, старший аналитик, Московская школа управления СКОЛКОВО, Москва, Российская Федерация

Предмет и тема. С развитием техники и технологий все большее внимание правительства различных стран уделяют национальным системам образования, в том числе высшего. Известно, что чем выше уровень образования нации, тем быстрее развивается экономика, тем выше уровень производительности труда и больше доход государства. Система финансирования высшего образования в различных странах имеет общие и отличительные черты.
Цели. Авторское исследование систем финансирования высшего образования в развитых странах и России. Выявление современных тенденций в финансовом обеспечении развития университетов, определение моделей финансирования, выделение общих и особенных черт финансовой поддержки университетов.
Методология. Использованы методы статистического, логического и сравнительного анализа.
Результаты. Рассмотрены основные тенденции в развитии и финансировании высшего образования. За последние годы в мировой практике сложились две системы финансирования высшего образования: преимущественно государственное и преимущественно частное. В исследовании проанализированы объемы финансирования университетов стороны государственного и частного секторов стран – членов ОЭСР и России, определены общие и особенные черты финансирования в страновом разрезе.
Выводы. Большинство развитых стран тратят не менее 1,5% ВВП на финансирование высшего образования, однако имеются существенные страновые различия по объемам частного финансирования, которое связано прежде всего с национальными традициями в системе обеспечения университетского образования. Вместе с тем все страны уделяют существенное внимание развитию университетов и вопросам привлечения иностранных студентов как в целях обучения талантливых молодых людей, так и для экспорта национальной системы ценностей через образование иностранных граждан.